Авг 242013
 

Пару лет вспять на Останкинской телебашне произошел сильный пожар. В итоге обитатели Москвы и Подмосковья на некое время остались без телевидения. Эфир заполняла всего только пара маркетинговых каналов. И в один момент предки нашли: их малыши стали дискуссировать плюсы утюгов и стиральных порошков. Они просто не могли обойтись без «магического ящика». И им, как выяснилось, было не принципиально, что по нему демонстрируют!

В этой истории нет ничего необычного, считает Наталья Круглова, педагог-психолог Центра психолого-медико-социального сопровождения «Ясенево». В младшем школьном возрасте главным методом развития для малышей является общение. Но для него необходимы темы. Можно, естественно, обсудить с друзьями книгу либо путешествие. Но ведь для этого необходимо что-то прочесть либо куда-то съездить. И чтоб друзья прочли и съездили. Это трудно. Потому телек самый обычный и доступный источник тем. Его глядят все. А кто не глядит, ощущает себя белоснежной вороной: ведь он не может примкнуть к поклонникам «Дома-2», к примеру. И ему не о чем побеседовать с обожателями «Симпсонов». И вот он уже не как все. Он одинок. Нестерпимое чувство для малыша!

Более того телек преобразуется в головного советчика. Он сформировывает стереотипы семьи, дружбы, времяпровождения. При этом ребенок не знает условности он практически осознает все, что лицезреет и слышит. Телегерои для него реальные персонажи. И их стиль жизни, вкусы, пристрастия, манера речи становятся для него образцом.

А еще телек разъясняет, что является забавным, а что нет. Довольно поглядеть программки с закадровым хохотом.

В общем, приходится признать: телек это массивное орудие в руках взрослых. Но при неискусном применении оно имеет разрушительную силу. И к нам в Центр временами предки приводят его жертв.

ТВ-жертвы

Семилетний Саша не позволяет маме выключать телек ни на минутку. А когда она все-же настаивает на собственном, срывается в истерику, «стреляет» в нее пальцем, кидается всем, что попадает под руку… Егор, чуть став первоклассником, нахватал двоек. Он не желает и не может делать уроки: только заходит в дом, сразу утыкается в экран… Второклассница Юля поглядела кинофильм ужасов и сейчас опасается оставаться в комнате одна и спать без света… Кто во всем этом повинет?

После разговора с психологом почти все прояснилось. Папа Юли фанат ужастиков, и он решил приобщить дочку к возлюбленному жанру кино. Матери Саши и Егора сажали их перед телеком, когда мальчишки были еще совершенно крохами. Так малыши не мешали им заниматься своими делами… Да, мать Егора замечала, что он посиживает перед телеком все подольше и подольше, но возлагала надежды: пойдет отпрыск в школу, и на «ящик» времени просто не остается. А вот сейчас оказалось, что он тривиально не может сосредоточиться на учебе!

Можно ли посодействовать этим детям? рассуждает Наталья Круглова. Естественно, можно. Время от времени для этого довольно усилий психолога, время от времени подключается невролог. Но, может, лучше до трудности вообщем не доводить?

Переключая каналы

Денис часами просиживает перед телеком с пультом в руке, сетует мать шестиклассника. Завершается одна передача переключается на другую. Прошу его убрать комнату, промыть посуду, прочесть то, что задано на лето. А в ответ: «Отстань!»

Иногда телек становится для малыша методом уйти от реальности, объясняет психолог. Ведь в его виртуальном мире нет обычных заморочек. И даже если ничего увлекательного не демонстрируют, он лучше будет просто «скакать» по каналам, чем возвратится в реальность. В младшем школьном возрасте воля еще не сформирована.

Безграмотность наступает!

Ням, ням, ням! Покупайте… старшая группа детского сада идет на прогулку, распевая песенку из рекламы сосисок. Вырастает поколение, которое обучается родному языку не по стихам Маршака и Барто, а по маркетинговым слоганам. При этом, в отличие от классики, такие вирши запоминаются с ходу. На это работает целая область психологии психология рекламы. Наилучшие разумы изучат в мозгу потребителей «зацепочки», которые действуют в обход сознания. Они будят в душе не самые великодушные рвения: быть самым классным (богатым, прекрасным, удачным). Они говорят: «Вы этого достойны!», «Побалуйте себя!», «Пусть весь мир подождет!» И закрепляют эффект прилипчивым сочетанием слов, которое иногда не имеет обычной текстовой структуры: «Галина Бланка, буль-буль!» Лучше всех эту ересь впитывают малыши, которые маркетинговыми слоганами просто говорят! Так что все-таки караул?

Вправду, речь современных школьников пестрит сленгом. Также цитатами из рекламы, признает Ольга Комиссарова, учитель российского языка и литературы, фаворит столичного конкурса «Учитель года-2008». При всем этом, как мне кажется, задачка взрослых подавать пример обычной литературной речи.

К огорчению, безграмотность просочилась и на телевидение: в бегущей новостной строке на муниципальном канале часто можно прочесть чего-нибудть вроде «в течениИ недели» и т.п. И речь дикторов не всегда грамотна. Да и телек можно перевоплотить в друга, если верно выбирать, что смотреть. Так, в школьную программку по литературе как и раньше входят «Тихий Дон», «Жизнь Клима Самгина», «Война и мир»… Прочесть эти произведения не многим детям под силу. Так пусть глядят их экранизацию. Это лучше, чем они вообщем не будут знать, кто таковой Клим Самгин либо, скажем, Григорий Мелехов. Демонстрируют по телеку и другие высококачественные киноленты, также передачи про животных, про географические открытия…

Дети вне «сетки»

Да их практически не осталось высококачественных передач для малышей и подростков! возмущается Юлия Косарева, член Союза кинематографистов, режиссер таких программ, как «Размеренной ночи, дети!», «Будильник», «Пока все дома».

Правда, после Указа президента о возрождении детского телевидения два детских канала «Бибигон» и «Теленяня» все-же появились. Но один доступен только урывками: детские «окна» на 1-2 часа разбросаны по нескольким каналам, при этом не в самое рейтинговое время. А другой вообщем на спутниковом ТВ. Многие ли обитатели Рф его глядят?

Ну и те передачи для малышей и подростков, которые все-же есть, лишают зрителей активного просмотра. Другими словами не принуждают мыслить, рассматривать
все уже разжевано, и готовые ответы преподносятся на блюдечке. А из жанров остались только игры и ток-шоу… Но ведь еще лет 15 вспять на телевидении было много хороших детских программ. Вспомните хотя бы «Будильник». Создателями программки были Эдуард Успенский, Григорий Остер. Музыку к ней писали Максим Дунаевский, Владимир Шаинский, Алексей Рыбников. Поучаствовать в съемках считали за честь такие звезды, как Андрей Миронов, Леонид Броневой, Виталий Соломин, Александр Абдулов… Помню, Олег Попов просто добивался, чтоб его пригласили! А на мой вопрос: «Для чего?» ответил откровенно: «Благодаря «Будильнику» малыши ко мне привыкнут и позже придут на мои выступления!» Но детское ТВ дело очень дорогостоящее. Ведь необходимо делать все, как для взрослых, только лучше: сценарий, декорации… И музыка должна быть особая написанная специально для малышей. В итоге сейчас одна детская программка стоит минимум 15-20 тыщ баксов. Где их взять?

Лицемерие долой!

Программки для взрослых выживают за счет рекламы. А в детских передачах она запрещена. Некий депутат Госдумы ляпнул, что малыши и реклама это несовместимо. Какое ханжество! Ведь не считая рекламы пива и средств гигиены есть забавная, трогательная домашняя реклама. Полностью уместная и в детских программках. При всем этом само правительство вкладывать средства в детское ТВ не готово. Хотя телевидение, как никто, способно воспитывать! Помню, Валентина Леонтьева мне говорила, как в один прекрасный момент она села в такси, а таксист ей заявил: «Вы наше спасение!» Оказалось, что как его сынишка начинает привередничать, мать обещает «позвонить тете Вале». И это для малыша самая ужасная угроза! Ведь тетя Валя это авторитет. Ребенок ее разочаровывать не желает и потому делает все, что требуют взрослые!

Легенды и действительность

О том, что телек вредоносен, молвят при опросах чуть ли не 100 % родителей, ведает психолог Светлана Иевлева. Но самыми всераспространенными ответами на вопрос «Почему?» являются такие: «Это всем понятно» и «Мне в детстве тоже воспрещали». Другими словами мы говорим детям то же самое, что гласили когда-то нам может, потому даже мобильный телефон считается наименее вредной «игрушкой», чем телек. Его-то нам предки не воспрещали… Естественно, утверждать, что смотреть телек полезно и необходимо делать это как можно почаще, было бы забавно. Вопрос, быстрее, в том, с чем такое времяпровождение ассоциировать. Если заместо телека вы предлагаете ребенку активные игры на свежайшем воздухе, познавательные и достойные внимания мероприятия либо приятные беседы в теплом семейном кругу это, естественно, можно считать заботой о здоровье и развитии. Но нередко у родителей бывают совершенно другие мотивы. И, кстати, один из ведущих обыденное раздражение от вида ничего не делающего малыша. «Посиживает целый денек, каналы переключает… Иди лучше в свою комнату, займись чем-нибудь полезным», гласит мать. А на его недовольство отвечает естественной фразой: «Телек смотреть вредоносно». Но практически пару лет вспять, когда ребенку было 5-6 лет и он просил родителей пойти с ним гулять, читать либо строить дом из конструктора, мы сами же предлагали ему заняться чем-нибудь без помощи других и включали телек, чтоб хоть малость побыть в тиши.

Ну и некие определенные «обвинения» в адресок ТВ тоже несправедливы и незаслуженны.

  1. Телек мешает развитию малыша. Но ведь общая осведомленность формируется, большей частью, за счет разных технических средств и сми. И эти познания влияют на развитие мышления и ума, точнее, являются его составной частью. Они содействуют развитию представления и воображения.
  2. Телек мешает конкретному общению. Естественно, корреляция есть. Чем больше ребенок глядит телек, тем меньше он разговаривает со сверстниками. Но связь быстрее оборотная, и телек стоит принимать показателем уже имеющихся проблем в разговоре. Друзья, игры, общение ни один ребенок не променяет это на просмотр передач в одиночестве. Так что если завышенный энтузиазм к телеку смешивается с недочетом общения задумайтесь лучше о том, как посодействовать ребенку развить свои социальные возможности.
  3. Телек перегружает психику. Такое количество инфы не в состоянии переварить даже взрослый что уж гласить про малышей! Но ведь мы ее и не воспринимаем. Ресурсы внимания не беспредельны, и лишняя информация отсеивается сама собой. Даже если телек включен весь денек, мы расцениваем его просто как фон и выделяем только значимую себе информацию.
  4. Телек вступает в противоречие с воспитательными нормами. «Как можно внушить чувства добра, справедливости, когда на дисплее такое творится!» Вправду, мы не в состоянии держать под контролем все, что предлагается телевидением, и отбирать сюжеты по собственному желанию. Но мы остаемся важными людьми для малыша, и все, что происходит в окружающей жизни, он с самого ранешнего юношества принимает через призму наших взглядов. Что бы ни показывалина экране по сопоставлению с воспитанием родителей действие этого ничтожно не достаточно. А если гласить о достоверном восприятии мира, то телевизионные сюжеты красивый повод для обсуждения в кругу семьи и метод лучше выяснить собственного малыша.
 Posted by at 23:24