Авг 242013
 

У Вас появилось желание зайти в храм, но Вас стращает собственное неведение правил поведения в церкви? Меня тоже. Давайте совместно попросим совета у гостей конференции «Общество и мы» на веб-сайте 7я.ру
Витенко Наташа.

Я прочла топик ниже и натолкнулась на такие слова Инанны: «Другое дело, если человек пришел в храм ради искренней молитвы и Таинств. Тогда он со смирением воспримет замечание и впредь будет знать, как необходимо себя вести и что делать».
Я совершенно не так давно стала приходить в храм, конкретно уверовав. Мне очень охото выяснить правила и законы, но… Я всегда была далека от церкви. Честно признаться, мне не ловко подойти в церкви к бабушке и спросить, что и как следует делать — как заходить, когда креститься, каким иконам, сколько раз, в какой последовательности, какой рукою ставят свечки, ну… Одно дело, когда появляется определенный вопрос, к примеру, где та либо другая икона находится, и совершенно другое: «поведайте мне правила поведения в церкви с самого начала». А то мне так неловко в церковь ходить и, признаться, страшновато, старушки глядят так, как будто я от бездельничания заглянула, ничего не знаю, все делаю не верно.
Инанна, я была бы очень благодарна Вам, да думаю и не я одна, ведь не настолько не мало людей вправду знакомы отлично с обычаями и традициями, если б Вы поведали хотя бы кратко. Не могли бы Вы устроить небольшой ликбез для таких же малограмотных, но поистине тянущихся к свету, как я?
2.8.2003 Неученая

  • Ваше смущение, в общем, понятно. Если вопросов появляется много и охото вдуматься в смысл богослужения — здесь удовлетвориться подсказками бабушек тяжело.
    Но по сути, и особо сложного ничего нет!
    Перво-наперво нужно держать в голове, что даме надлежит быть в храме с покрытой головой, в умеренной одежке (лучше в юбке, а не в штанах — хотя в Москве на это обычно глядят через пальцы). Само собой, мини и декольте к умеренной одежке не отнесешь…
    Естественно, нательный крест. Его вообщем никогда снимать не стоит.
    Наблюдайте за людьми, что и как они делают. Равномерно придет и осознание, зачем необходимо то либо другое действие, с чем оно согласовано. В особенности если прочтете об этом перед службой.
    На уже поставленные Вами вопросы могу ответить, что никакой особенной последовательности в подходах к иконам нет, какой рукою ставить свечки — не принципиально (в храме магии нет, а об остальном Вы сможете пока почитать по ссылке (отыскала как бы более-менее ординарную и понятную, не перегруженную статью). Направьте внимание и на другие материалы с этого веб-сайта.
    Естественно, брошюрка, которая всегда под рукою, будет очень полезна…
    И еще. Есть ли у Вас Молитвослов? Знакомы ли Вам «Знак веры» и «Отче наш»? Это главные молитвы, они поются соборно на каждой Литургии.
    Участвуете ли Вы в Таинствах (исповедь, Причастие)? Без этого нереально быть православным христианином.
    Храни Вас Господь!
    http://protigor.narod.ru/school/steps/temple.html
    Инанна
  • Все мы были безграмотными, ну либо многие, ведь не многим подфартило с юношества открыть православие, я лично все через книжки выяснила. Идите смело в храм, ничему не смущайтесь. Если есть вопросы — книжки, батюшка (а не бабушка) все растолкует. Бабулек не страшитесь, они меня лично смирению обучили. Я их тоже недолюбливала сначала, а сейчас всех люблю.
    Поначалу мне вроде все неясно было, и вялость от службы была и ропот… Все прошло…
    Solo
  • Не запамятовывайте и Библию читать. Она все-же важнее, чем то, как на Вас бабушки глядят, либо когда можно к иконам подходить. И, да простят меня православные, важнее молитвенников.
    Поздравляю Вас с таким принципиальным решением в Вашей жизни!
    go_romanovs
  • Само собой!
    Я просто считала, что Библия неотклонима по дефлоту, даже как-то удивительно припоминать христианину о необходимости ее иметь и читать.
    Инанна
  • Можно вопрос, только не ругайся. А почему священника святым папой нельзя именовать? это совершенно плохо? Батюшка, это вроде исповедника можно, ну либо кого-либо лично знакомого, а просто спросить незнакомого священника о кое-чем как? либо монаха? Здесь я пробовала подобрать голосующего монаха, но ему, оказалось, совершенно не в ту степь, я его вообщем никак именовать не могла, только Вы. Как нужно?
    Акорса
  • Именовать священника святым папой — это принято в католичестве.
    Воззвание «батюшка» уместно для хоть какого священника.
    Монаху я бы произнесла: «Отче, …».
    Инанна
  • И не нужно слушать бабушек.
    Не вообщем, а всех попорядку. Не все бабушки в церкви преуспели в церковным канонах (правилах.)
    Меня, например, не так издавна обмолвили (дескать, после Причастия нельзя подходить к иконам. Выдумают, тоже?!)
    Браниться, естественно, не следует (хотя и не приятно такое слушать), да и серьезно не принимать. Обучаться необходимо по книжкам, официально благословленным Святейшим Патриархом.
    И то бывают книжки, изданные типо с благословения Патриарха. Так что, лучше их брать в храмовых лавках.
    А еще, хорошо почитать кое-что и на православных веб-сайтах, к примеру:
    Православие
    Официальный веб-сайт РПЦ МП
    Словарь церковных определений на «Days.ru»
    «Православный люд.» Мой друг ведет веб-сайт о церковных службах
    n-p-n
  • Наверняка, на данный момент в каждом храме можно в свечном приобрести книжки «В первый раз в храме», «Православный этикет», «Как вести себя в православном храме» и т.п. Стоят такие книжечки недорого, издаются с благословения.
    Ан на
  • А еще «Азы православия».
    Мандарин
  • Очень дельная и верная рекомендация:-).
    Но если человек пока не имеет под рукою таковой книжицы, а задает вопросы тут — то, что нам мешает ответить ему и написать хотя бы о самом ординарном? Так и книжицу, глядишь, читать уже будет поординарнее, и оперативно переспросить о кое-чем можно…
    Инанна

***

Как вести себя в православном Храме?
Вчера в очередной раз предложила супругу зайти в церковь и в очередной раз получила тот же отказ: «Я не знаю: где останавливаться, креститься, спиной не поворачиваться». Я тоже не знаю.
В детстве я часто прогуливалась в единственную тогда действующую в Сочи церковь, когда приезжала подруга родителей из Западной Германии (конкретно из верующей Западной, т.к. тогда в Восточной вынуждали письменно отрешаться от веры), просто аккомпанировать ее не считая меня не находилось в нашей семье желающих. При этом Helga — не православной веры — даже не знаю: католичка либо лютеранка, но в той церкви, куда мы прогуливались, на стенке было огромное изображение Святой Ольги, которой Хельга ставила свечку. Никаких требований к моей одежке она не предъявляла (ну т.е я в штанах могла пойти), косынок ни мне, ни для себя не надевала, и в церкви на нас, естественно, не шикали — как иностранка.
Но это было издавна: конец 70х — начало 80х. На данный момент я нередко имею желание зайти в Храм, произнести Отче наш, помолиться, поблагодарить, попросить прощения и милости, сыночка малеханького к Богу привести. Длительно не решалась — условности стращали. Позже отважилась. Несколько раз прогуливалась с сыночком на руках, не во время службы, когда людей совершенно не достаточно. А в очередной раз мне косынку протянули, я от неожиданности отпрянула, а со стороны «Прости Господи» таким тоном прозвучало, как пощечина. С того времени и входить боюсь.
Ну не знаю я как себя вести в православном Храме! Креститься непременно? А если я не крещеная? Подскажите, пожалуйста, что мало мне Нужно соблюсти, чтобы просто зайти помолиться и уйти??
17.10.2003 Наташа

  • А на данный момент в Сочи много церквей? По моим наблюдениям, в малеханьких церквах, где общины плотные, и прихожане друг дружку отлично знают, к разговорчикам в строю и неподшитым воротничкам относятся спокойнее. Последние варианты я лицезрела на Кипре, где перед службой и малыши скачут, и взрослые гремят в полный глас («Э-э-э, здравствуй, дарагой!»), а российские богомольцы только зубами скрежещут от неуставного вида прихожан. Это, очевидно, в рядовых церквах, в монастырских и в основных церквях городов построже.
    JaneZ
  • Вот всегда меня поражала такая приверженность к атрибутам (косынки, юбки и прочее) Богу то какая разница в каком виде ты ему молишься? Я не надеваю косынок, не переодеваюсь в юбку, крашу губки (но не лезу крест либо икону целовать), мне фиолетово, что обо мне поразмыслят, я пришла не к прихожанам. Чем меньше будет условностей у православной церкви, тем больше будет у нее прихожан, мне так кажется.
    Лена Д.
  • Вы пришли молиться не в лес, где Вы наедине с Богом, а в храм, где не считая Вас еще много людей. И Ваш вид, не соответственный канонам, может отвлекать их от таинства. Вы идете разговаривать с Богом, наплевав на людей??
    Чернобурка
  • Правильно, при этом каноны сложились не абы как, а на Вселенских соборах, веками…
    Solo
  • Вас напугавшее «Прости Господи» могло и значить совсем не то, что вы поразмыслили: нередко так молвят, когда кого-либо осудят и сами сознают, что осудили, и требуют за это прощения, знаю такие случаи.
    Не знаю, что уж такового ужасного в косынке. «Супруга должна молиться с покрытой головой» — это Апостол Павел произнес в послании Коринфянам; инославные считают, что все, что там сказано о женщинах, относится к распущенным коринфянками, православные строго придерживаются буковкы. На счет юбки — да, лучше в юбке, чтоб не смутить и не ввести в грех осуждения тех, кто держится буковкы: «дама в мужской одежке — гадость». Я считаю, что и штаны издавна уже бывают женской одежкой, и вытерпеть не могу юбки, но в храм расслабленно хожу в длинноватой юбке.
    Обычно крестятся при входе в ворота, три раза — при входе в храм и выходе из него.
    Когда священник во время службы кадит, прихожане отходят от стенки храма, повдоль которой он идет, и кланяются ему (сама в свое время столбом стояла у стены и не понимала, чего от меня желают, когда мне шипели, чтоб я отошла от стенки). Если ребенок начинает шуметь либо привередничать — лучше выйти, чтоб не мешать другим. Если вы некрещеная, перекреститься вы полностью сможете, это совершенно не святотатство.
    Много еще можно гласить, но лучше отыскать в лавочке при храме книгу «Начала Православия» либо чего-нибудть схожее, их на данный момент много издают, там все правила тщательно и основательно расписаны. А главное — не страшитесь. Вы не к людям идете, а к Богу. И у людей спросить не страшитесь, чего не понимаете, в большинстве случаев вам доброжелательно ответят и посодействуют. Не страшитесь: Бог — это не ужас, а любовь. А если люди гордятся собственной религиозной продвинутостью и вас осуждают за неведение правил — это им в осуждение, а не вам.
    fat mouse
  • Нужно держать в голове, что церковь, она хоть и Тело Христово, но пока состоит из порочных людей. Господу полностью все равно есть ли на Вас косынка, либо нет.. Господь в сердечко глядит.
    Вы, похоже, испугались и смутились очень.
    Я таких замечаний вообщем не одобряю. Ведь неверующего человека можно навечно схожим отвратить от церкви. А главный грех хоть какого неверующего — это не неношение косынки в храме, а само неверие! А откуда кто знает с первого взора, верующий человек либо нет?
    Я понимаю — такие наставления, уже когда про человека хотя бы минимум знаешь, а так, заместо приветствия..
    Уж простите ее. Помните, что Ваше спасение от Вашей веры в Христа зависит, а условности — это дело второстепенное и наживное.
    go_romanovs
  • А Вас очень тревожут «прости господи» со стороны?
    Вы ведь не для кого-либо а себе туда идете? Не обращайте внимания на «как следует»/как принято ни на то что молвят. Входите и медитируйте для себя расслабленно.
    male
  • Медитируйте??? Ну это ж не буддийский храм.
    Медитация на себя ориентирована, а молитва — это разговор с Богом.
    go_romanovs
  • К алтарю спиной не поворачиваться. Да, юбка, пожалуйста, ниже колена. Головной убор — для дам, платочек ли, шарфик ли, шляпка ли — без различия, главное, не простоволосой. Мужчине — напротив, шапку еще перед входом в Храм снять.
    В лютеранской церкви, к которой, по всей вероятности, принадлежит Ваша знакомая, дамы в наше время могут быть и в штанах, и без головного убора; можно принадлежать к совсем другой ветки христианства и стать крестным папой/крестной мамой — так что ей просто в голову не приводило, что что-то не так, если б Ваши предки ей произнесли, к примеру, насчет косынки — она бы непременно ее надела.
    А если желание имеете в Храм пойти — идите непременно.
    Tomsik
  • Ой, а если нельзя спиной к алтарю, то как выходить???
    go_romanovs
  • Нормально и расслабленно. Стоять нельзя, разинувши рот, спиной к алтарю во время службы.
    Инанна
  • Не усложняйте, Ваше желание спасительно… зайдите, постойте, послушайте литургию. Осенять себя крестным знамением Вас никто не заставит. Свечки можно поставить, они продаются у притвора, в лавочке маленький. Там же можно заказать молебны. Святая Вода у нас и в Храме, в крестильне. У нас батюшка после службы еще часа 2 не уходит, к нему все идут посоветоваться, много незнакомых, он никому не отказывает.
    Не нужно страшиться. Естественно, нужно быть в головном уборе, лучше в юбке. А замечания, если вдруг будут делать, не воспринимайте как пощечину, как урок смирения. Кстати, иноземцев (японцев) лицезрела в один прекрасный момент с гидом в храме. Все пришли как положено- в юбках, головы покрыты.
    Малыша нужно приучивать к храму как можно ранее. Воцерковленные малыши очень отличаются от случаем зашедших, столько в их благочестия, просто сердечко радуется. Так что, не тратьте время зря на ненадобные сомнения. Я так же сначала ничего не знала, даже как креститься: слева вправо либо справа влево, а сейчас уже 4-ый год на клиросе пою.
    Всего Вам хорошего.
    правоверная
 Posted by at 23:24

 Leave a Reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

(required)

(required)