Авг 242013
 

Вы считаете, что создавать киношедевры способны только Эйзенштейн, Тарковский и Тарантино? А программка «Сам для себя режиссер» существует шуточки ради? Тогда для чего вы брали дорогую камеру и компьютер? Возьмите на себя труд сделать из примитивной видеосъемки хоть и домашнее, но все-же кино.

Кино начинается с камеры. Нет, речь не о том, как ее приобрести, — это тема отдельной большой статьи. На данный момент мы побеседуем о том, как воспользоваться камерой, которая у вас уже наверное есть.

Вспомните, что вы снимаете в большинстве случаев. Мелодрамы? Детективы? Ужастики? Ничего подобного. На пленку обычного любителя в большинстве случаев попадают семейные торжества — юбилеи, женитьбы. И еще, пожалуй, отдых: пикники с друзьями, поездки на курорты либо экскурсии. Общее у всех этих событий только одно — к ним нельзя заблаговременно написать сценарий. Означает, экспериментировать с ракурсами и планами, подбирать освещение и выхватывать композицию вам придется на ходу. Очень принципиально суметь сделать все это верно, так как плохой начальный материал не исправишь никаким монтажом. Познание нескольких полностью проф приемов может облегчить эту задачку.

Сечение — золото

Сначала, стоит уяснить, что внимание зрителя распределяется по площади кадра далековато не умеренно. Да и не так, как вы поразмыслили — не сосредоточивается в центре. Кинематографисты в таких случаях молвят о некотором золотом сечении. Разбейте на уровне мыслей прямоугольник кадра в видоискателе на 9 равных клеток (так смотрится грань кубика Рубика). Полосы, которые образуют эти клеточки, и есть золотое сечение, конкретно на их должно размещаться все самое главное. Если в кадре лицо — глаза пусть будут на верхней горизонтали, осевая линия лица на одной вертикали, а взор ориентирован в сторону другой. Снимаете 2-ух человек? Тогда они должны быть близки к вертикальным линиям (может быть, придется поработать зумом), а их головы — находиться на верхней горизонтали. И т.д..

Камера на лево, камера на право

Очень нередко бывает, что сцена, которую охото запечатлеть, не помещается в поле зрения объектива: длиннющий банкетный стол с гостями, роскошный пейзаж морского пляжа… Означает, придется снимать панораму. Практически это «обозревание» объективом подходящего участка места. Казалось бы, что может быть проще — провести камерой слева вправо и все дела. Зритель, естественно, проглотит, что ему еще остается? Но лучше попытаться доставить ему наслаждение от просмотра, а не просто информацию о присутствующих на юбилее.

Все начинается с правильного выбора точек начала и конца движения: они должны быть значимы для сюжета в целом. Где начинается и кончается стол с гостями — понятно, а вот прекрасный пейзаж может быть ограничен только горизонтом. Но лучше начать и тормознуть на кое-чем приметном, к примеру, панорамировать от прекрасной яхты в море до руин средневековой крепости на берегу. Похлопочите о том, чтоб последние точки были размещены не очень далековато друг от друга, и сходу прикиньте скорость движения объектива. Дело в том, что панорама не должна продолжаться более 8 секунд — это закон профессии оператора. Лучше меньше, начиная от 2-ух секунд. Движение должно быть равномерным, по другому зритель не усвоит, почему вы в 1-ые 4 секунды «проехали» 3-х гостей, а за оставшееся время — еще 20. Ну и, в конце концов, панорамирование начинается и завершается съемкой недвижной рисунки продолжительностью менее секунды.

В отдельных случаях вам вообщем пригодится не «проезд» камеры, а «переброс», к примеру при съемке оживленных сцен: танцы (от одной пары к другой), подвижные игры (от команды к команде) и т. д. Сам момент «переброса» лучше вырезать при следующем монтаже и склеить кадры «встык» — возлюбленный прием клипмейкеров для заслуги эффекта «экшн».

Кнопки «+» и «-«

Трансфокатором (зумом) на данный момент обустроены все камеры. Естественное желание начинающего сам-себе-режиссера — немедля начать им воспользоваться. В итоге кадры больших и общих планов чередуются лишне нередко и без всякой логики, что постоянно раздражает зрителя.

Меж тем «наезд» и «отъезд» не должны быть самоцелью. Смысл приближения состоит в том, чтоб показать что-то увлекательное, выделить деталь из общей картины. Отдаление, напротив, обобщает сцену. При всем этом исходная и конечная точки при трансфокации должны быть так же верно выделены, как и при панорамировании — 1-2 секунды статики и выход из кадра. Если во время недлинного зума оптическая ось камеры недвижна, у зрителя может показаться чувство случайного нажатия на кнопку. Чтоб избежать такового эффекта, пытайтесь, чтоб меж исходным и конечным планами было две ступени. Вообщем этих ступеней 6.

  1. Сверхкрупный план либо деталь — кадр, в каком помещается только часть лица (глаза и нос либо нос и рот), какой-либо маленький предмет либо даже его кусок (монета, зажигалка, несколько кнопок на клавиатуре).
  2. Большой план — кадр, в каком голова человека занимает практически все место.
  3. 1-й средний план — человек по пояс.
  4. 2-й средний план — человек по колени.
  5. Общий план — человек в полный рост.
  6. Далекий план — человек занимает очень небольшую площадь кадра.

Постарайтесь заучить перечень назубок, он понадобится не только лишь для заготовки подходящих планов при съемке, да и при монтаже (так именуемый установка по крупности).

Монтажный стол 2007

Худо-бедно отсняв первичный материал, не запамятовывайте, что за вашей спиной не стоит команда звукооператоров и монтажеров, чтоб принять из ваших рук драгоценную кассету и окончить работу. Зато у вас наверное есть компьютер с установленной программкой редактирования видео — хоть какой из 10-ов имеющихся, от проф Adobe Premiere до любительского Pinnacle Studio. А камера наверное цифровая, других на данный момент уже и не продают. Означает, остается докупить «шнурок» для интерфейса FireWire (по другому: IEEE-1394) и соединить технику меж собой.

Сейчас даже домашний компьютер может поменять проф монтажный стол конца прошедшего века

Программки захвата видео работают практически автоматом, а смотреть готовый кинофильм вы вероятнее всего будете на DVD, так что без компьютера все равно не обойтись. Ну а если уж ваше кино попало на жесткий диск, не грех попробовать его еще чуть-чуть сделать лучше.

Крупно, еще крупнее

Допустим, вы издалече сняли собственного малыша на фоне красочного пейзажа, позже взяли на несколько секунд 1-ый средний план (по пояс) и, в конце концов, окончили большим планом (лицо). Во время просмотра и монтаже середина эпизода вам показалась излишней, и вы ее вырезали, но итог вышел еще ужаснее. Почему? Схожая интуитивная оценка свойства видеоряда имеет полностью логичное разъяснение. Дело в том, что на далеком плане черты лица плохо различимы, а на большом — напротив выпадают из кадра предметы, окружавшие героя. В итоге зрителю приходится некое время находить связь меж ними.

Еще более гладко воспринимается стык меж планами, стоящими в приведенном выше перечне через один. Другими словами, общий план устанавливается с первым средним и напротив, 2-ой средний с большим… Исключения могут быть только когда большой план устанавливается с деталью, а общий план — с далеким. Эти особенности стоит учесть уже при съемке, по другому при монтаже под рукою может не оказаться подходящего плана.

Лицом к лицу

Случается так: вы сняли несколько больших планов 2-ух собеседников (скажем, гостей на свадьбе либо жениха с женой). Позже обошли пару с другой стороны и снова сняли. При просмотре оба варианта вам приглянулись, и вы смонтировали их вперемешку. Но запамятовали учитывать, что человек, снятый слева и справа, на дисплее будет смотреть в различные стороны. В итоге возможно окажется что жена, запечатленная слева «смонтируется» с женихом, снятым справа, и зритель увидит новобрачных, объясняющихся в любви пустому месту.

Избежать этого просто: всего только помните о таковой способности и не допускайте чередования кадров с людьми, снятых с различных ракурсов, либо постарайтесь как-нибудь сориентировать зрителя в пространстве. Покажите, как камера «облетает» участников диалога.

Во время съемки и монтажа передвигающихся объектов это правило тоже хорошо действует. Так, если вы снимаете пейзажи попеременно через правое и левое окно едущего автомобиля, у зрителя возникнет устойчивое чувство, что по сути это две машины, которые несутся навстречу друг дружке, ведь виды из окон совсем различные и, не считая направления их движения, зритель не лицезреет никаких ориентиров. Заготовьте несколько секунд видео, снятого через лобовое стекло и воткните их меж «встречными» кадрами.

Свет и цвет

Собираясь в путешествие, вы начали съемку еще дома в процессе сбора вещей. Продолжили во время спуска по лестнице, а окончили уже на улице при ярчайшем дневном свете. Позже «лестница» может показаться излишней, но избавляться от нее уже поздно. Склейка «темного» помещения с «броской» улицей безизбежно вызовет у зрителя желание на секунду закрыть глаза. Поход по подъезду, может, и не самый увлекательный участок кинофильма, но «подрезав» его, скажем, до момента выхода на улицу, можно сгладить перепад освещенности.

Но это еще не все. Не считая яркости, примыкающие кадры должны сочетаться и по нраву освещения. Если, к примеру, далекий план снят при светлом небе, а общий либо средний при облачном, это безизбежно дезориентирует зрителя во времени. Ему покажется, что меж кадрами прошел как минимум денек, хотя по сути тучка могла набежать за пятнадцать минут. Проф кинооператоры в таких случаях снимают облака тогда, когда они закрывают солнце. 1-2 секунды такового видео растолкуют, что к чему.

Все произнесенное полностью относится и к цвету фона, на котором запечатлен центральный персонаж. Если сероватая стенка строения одномоментно сменяется синевой моря, либо зеленью буйной растительности, очам будет нужно время, чтоб привыкнуть к новенькому пейзажу. При съемке и монтаже постарайтесь соблюсти правило: если в новеньком кадре появляются новые цвета, они должны занимать менее одной трети площади кадра.

Палочка-выручалочка

Практически во всех обрисованных выше примерах встречается необходимость «разбавить» вереницу планов какими-то промежными кадрами. Но предугадать это во время съемки достаточно тяжело. Зато заготовить впрок некое количество так именуемых перебивок полностью по силам каждому. В общем случае перебивка — это микросюжет (1-3 секунды), который вклеивается меж 2-мя другими кадрами, связанными меж собой единством объектов и места деяния.

Чтоб не появилось заморочек при монтаже, при съемке заготовьте побольше перебивок.

Содержание перебивки должно резко отличается от предшествующего и последующего за ней кадров, но оно должно быть прямо либо косвенно связанно с главным сюжетом, а так же сочетаться с ним по освещенности и цветам. При съемках торжеств такими перебивками могут стать статичные кадры с букетами, шарами, общими планами зала с гостями и т.д. Для кинофильма о пикнике полностью подходят пейзажи, виды костра либо мангала с шашлыком… Фантазия тут ограничивается только здравым смыслом. Как, вобщем, и вообщем фантазия при съемках кино. Не дайте сковать рамкам жанра «домашнее видео» свои творческие порывы. Освободите собственный шедевр от обычных ошибок, которые делают вначале отличные сюжеты скучноватыми и неловкими для просмотра. Тогда и показать DVD-хоум-видео будет не постыдно даже самым далеким родственникам, которым, в общем-то, наплевать на то, как любопытно вы погуляли в прошедшие выходные.

Смотри в оба

Снимать отменно можно только через видоискатель — наружный экран камеры оставьте для начинающего любителя, которым после чтения этой статьи вы уже не являетесь. Но, усвоив это, запомните, что видоискатель камеры — не ружейный прицел. Смотря в него совсем не непременно закрывать другой глаз. Боковое зрение позволяет оператору объемнее принимать происходящее действо, а не только лишь в границах, ограниченных рамкой видоискателя. Более того, при наличии в поле зрения левого глаза более увлекательных событий вы можете здесь же переключиться на их, не боясь упустить принципиальный эпизод.

Больше профессионализма

Автоматическая настройка резкости — это отлично. Она устраняет вас от необходимости перестраивать фокус при переходе от 1-го плана по крупности к другому, а ведь во время съемки это происходит повсевременно. Но в отдельных случаях автоматика становится помехой.

Ручная игра резкостью для выделения фронтального и заднего планов — очень сильный художественный прием. Общепринятое правило: тот объект, который смотрится резким в конце кадра, и есть главный в этой композиции. Выделить резкостью перспективу кадра тоже бывает нелишним, но для этого придется сузить поле зрения, воспользовавшись зумом.

«Полет» камеры

Движение камеры — очень непростой прием. Ноги заплетаются, руки трясутся, картина танцует… Малый вес бытовых видеокамер только ухудшает ситуацию. Синематографические краны и телеги на рельсах вам, естественно, недосягаемы, но краса приема принуждает многих изобретать неординарные подходы: мастерить стабилизаторы камер, обучаться длительно задерживать дыхание и двигаться плавной «лунной походкой». Все это того стоит: для большей красы вашего кинофильма найдите метод показать зрителю, что ваша камера может «летать». Очевидно, движение должно быть оправданным. Попытайтесь пронести камеру над столом, заставленным блюдами, вынырнуть из-за букета, «облететь» малыша у связки с шариками.

Основная хитрость — двигаться на полусогнутых ногах и ни при каких обстоятельствах не воспользоваться зумом. Недлинные «просветы» камеры следует делать руками, не передвигая ног. Если с вами в компании несколько человек, попросите двоих из их держать камеру совместно с вами — колебания 6 рук взаимно скомпенсируют друг дружку. Так работали и истинные киношники, пока не появились спецприспособления.

 Posted by at 23:24