Авг 242013
 

Может быть, заголовок этой статьи покажется вам нескромным, а автор самонадеянным. Может быть, вы подумаете, что создатель использовал таковой заголовок для того, чтоб привлечь внимание читателей.

Да, это так. Цель этого заголовка привлечь ваше внимание к действительно самому действенному методу в кратчайший срок научить малыша буковкам российского алфавита и научить его произносить эти буковки звуками. В простоте и действенности этого метода вы убедитесь сами, прочитав эту статью и начав с ее помощью учить собственного малыша буковкам. Уже через 5 занятий ваш ребенок будет отлично знать все 10 гласных и начнет запоминать согласные, даже если до этого он не знал ни одной буковки. А, главное, учить буковки он будет в процессе игр и запомнит их твердо.

Но сначала маленькое отступление. До этого, чем начать учить малыша буковкам, вы должны решить, зачем ему это необходимо. Некие предки гордятся тем, что смогли научить буковкам двухгодового либо даже полуторагодовалого малыша. Но делать это стоит только в том случае, если сразу вы начнете учить малыша чтению. Хоть какое познание должно безотлагательно отыскивать свое практическое применение. А обучение буковкам само по себе, без одновременного обучения чтению, не имеет смысла. Есть много других, не менее действенных, методов развивать память малыша и стимулировать мозг в период формирования. Отлично еще, если к началу обучения чтению ребенок забудет эти заблаговременно выученные буковки и не станет произносить их так, как его когда-то обучили: Бэ, Вэ, Гэ… либо Бы, Вы, Гы…, по другому при чтении это будет очень ему мешать. Спросите: «Ну, а если учить малыша буковкам и чтению сразу, то с какого возраста лучше всего начинать, с двух лет уже можно?» Я считаю, что дома, в семье, мать с ребенком такого возраста уже полностью может заниматься; но сначала по полминуты, а потом по нескольку минут в течение денька. В результате таких «уроков», построенных в форме игры, у ребенка выработается умение сосредоточиваться на каком-нибудь определенном занятии, и тогда начиная с трех лет и даже ранее его можно учить чтению вг руппе таких же, как он, малышей. Не забывайте только, что обучение чтению, а особенно преждевременное, должно проходить без принуждения, в игре, на фоне положительных чувств.

Игровая методика исследования 10 гласных за 5 уроков

Итак, вы задались целью обучить собственного малыша читать книги. Начнете вы, естественно, с того, что будете учить с ним буковки. В какой последовательности их учить? Конечно же, не в порядке алфавита и не в полном кавардаке, когда ребенку дают вперемешку то гласные, то согласные.

Принципиальным фактором на начальной стадии обучения чтению по слогам является жесткое познание ребенком 10 букв, обозначающих гласные звуки (в дальнейшем для простоты я буду называть их просто «гласными»). Яне раз направлял свое внимание на то, что плохо читающие малыши, даже школьники, неуверенно именуют гласные, а при чтении спотыкаются, вспоминая, то ли это Е, то ли Ё, то ли Ю. В виду главной значимости познания 10 гласных для настоящего чтения (чтоб ребенок не «спотыкался» на каждом слоге) я разработал эту игровую методику для их  исследования, которой удачно пользуюсь вот уже пару лет.

Длительность каждого из пяти уроков этой методики составляет пару минут. Уроки проводятся дважды в неделю, а в остальные дни недели предки повторяют с ребенком содержание предшествующего урока в течение двух-семи минут в день. Я подсчитал, что все обучение малыша 10 гласным по этой методике занимает в общей сложности чуть более часа.

В основу методики положен принцип неоднократного показа и синхронного озвучивания группы знаков с постепенной частичной их подменой, предложенный выдающимся преподавателем Гленом Доманом. В данном случае задача облегчается тем, что в русском языке гласные образуют пары, которые как бы рифмуются: А Я, О Ё, У Ю, Ы И, Э Е. Неоднократный показ я дополнил пятью разработанными мною закрепляющими играми.

  • Цель занятий по этой методике за пять уроков дать ребенку жесткое познание 10 гласных. Часто родители считают, что их ребенок в этом не нуждается: «Он у нас с двух лет все буковки знает». Когда же начинаешь демонстрировать ему буковки, выясняется, что знает он их нетвердо. Путает Е с Ё либо с Ю, не знает Э, Ы, время от времени думает, вспоминая какую-нибудь буковку. До этого, чем приступить кобучению чтению, познание ребенком всех гласных необходимо довести до автоматизма.
  • От других методов исследования букв, которые часто только тормозят их усвоение и затрудняют применение (А арбуз, И индюк либо О как бублик, Ю Юлина буковка, Я похожа на столб с фонарем и т.п.), эта методика отличается простотой и эффективностью.

Урок №1

Напишите либо напечатайте гласные буковки на плотной белоснежной бумаге, каждую на отдельной карточке: буковки А, О, У, Ы, Э большим жирным красноватым шрифтом на карточках размером 12×10см, а Я, Ё, Ю, И, Е голубым жирным шрифтом чуть меньшего размера на карточках 9×10см. Напервом уроке вам пригодятся только карточки А, Я, О, Ё.

АЯ
ОЁ

На обороте каждой карточки напишите эту буковку от руки себе, чтоб не заглядывать на лицевую сторону при показе букв ребенку.

Занятия могут проводиться педагогом либо кем-то изродителей малыша.

Показ первых 2-ух пар гласных (А Я, О Ё).

Сложите две пары карточек в стопку, как обозначено на левом рисунке, обратной стороной к себе. Переложите ближнюю к вам карточку А вперед (как обозначено стрелкой на правом рисунке) и покажите ее ребенку. Скажите: «Это А«. Позже переложите вперед последующую карточку и скажите: «Это Я«; позже «Это О«; а потом «Это Ё«. Каждую карточку демонстрируйте недольше 1-й секунды. Делайте это забавно, в виде игры. Смотрите не на карточки, а в глаза ребенку, чтоб видеть, куда он смотрит, и привлекать его внимание. Буковки А и О большая часть малышей уже знает. Можно сделать паузу и дать ребенку возможность самому назвать их. А буквы Я и Ё быстренько именуйте сами, ранее малыша, чтоб не дать ему способности ошибиться. И не требуйте, чтоб ребенок повторял их. Ваша задача быстро показать эти четыре буковки и одновременно продекламировать небольшой стишок:

«Это А»

«Это Я»

«Это О»

«Это Ё»

Малыши без усилий запоминают и более длинноватые стихи, а тем более таковой легкий стишок они скоро начнут повторять без помощи других.

Если вы преподаватель, растолкуйте присутствующей на занятиях маме малыша, что она должна демонстрировать ему и называть эти четыре буковки раз в день до следующего занятия не менее 5  раз вдень. Пусть она сделает это в первый раз в вашем присутствии, чтоб вы могли поправить ее, если она что-то делает не так. Не стесняйтесь разъяснять родителям все также тщательно, как и их детям, и проверять, как они вас поняли. Перемешайте карточки. Попросите маму разложить их в нужном порядке. Позже она должна посадить либо поставить малыша впереди себя и во время показа букв смотреть ему в глаза. Незнакомые ребенку буковки она должна произнести верно и раньше него. Обычная ошибка, когда мать достает еще одну буковку и держит ее в другой руке, не накрывая ею крайнюю буковку. При всем этом ребенок сразу лицезреет две буковки.

Скажите маме, что все домашние занятия займут у нее полминуты в день, т.к. один таковой показ продолжается 5 секунд. Принципиально только не пропускать их. Равномерно паузу после слова «Это…» необходимо наращивать, а само слово произносить с вопросительной интонацией, ка кбы поощряя малыша самому именовать буковки. Ребенок должен просто именовать буковку. Он не должен говорить «это А» либо «буковка А«. Дайте маме сделанные вами четыре буковкы, попросите приносить их с собой на занятия.

Урок №2

К началу этого урока малыши уже повторяли в течение 2-3 дней в след за мамой А, Я, О, Ё и хорошо запомнили их в этом порядке.

Закрепляющие игры.

Сейчас с этими 4-мя знаками необходимо сыграть в пять закрепляющих игр для того, чтоб малыши твердо запомнили их как в порядке выученного стишка, так и по отдельности.

Разложите на столе перед ребенком четыре карточки парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему демонстрировали. После чего приступайте к играм.

АЯ
ОЁ

1-я игра. «Ветер». Растолкуйте ребёнку, что красноватые буковки это старшие братья, а синие младшие братики. Позже скажите: «Налетел ветер и перемешал всех братиков». Перемешайте буковки сами, чтоб они не оказались перевернутыми. Позже пусть ребенок сложит их подряд парами, называя вслух: А рядом Я, О рядом Ё (сначала с вашей помощью).

2-я игра. «Прятки». Накройте наименьшие карточки большими (красноватые буковки сверху) и поменяйте порядок расположения этих пар: «Мелкие братики спрятались под большими и поменялись местами, чтоб  их не нашли. Угадай, какой маленький братик спрятался под большим братом О? Верно, под О спрятался Ё! А под А? Верно, Я

3-я игра. «Перепрятки». Играете также, но на этот раз наоборот большие братья прячутся под маленькими.

4-я игра. «Ворона». Водите ладонями над карточками, разложенными в правильном порядке, и приговаривайте: «Ворона летела, летела, летела, летела и… букву съела». Стремительно накройте ладонью одну из букв: «Какую буковку ворона съела?» Водить лучше сразу обеими ладонями, чтоб ребенку было сложней додуматься, какую буковку высобираетесь накрыть. Если он не смог быстро ответить, оторвите ладонь на мгновенье и снова накройте буковку. Если и тогда не скажет, подскажите, к примеру: «Рядом с О.Верно, Ё!» Со временем ребенок запомнит размещение букв и будет их угадывать просто.

5-я игра. «Карты». Этими же карточками играйтесь с ребенком так, как взрослые играют в карты. Вы тасуете карты, позже бросаете на стол перед ним карточку и спрашиваете: «Что это?» Если назвал верно —  выиграл и забрал карточку, ошибся конфискует другой ученик, а дома мать. Не торопитесь разрешать другим ученикам давать подсказку, дайте ребенку малость поразмыслить. Сначала попытайтесь кидать карточки парами: поначалу О, за ней Ё, А Я и т.д. Если ребенок выигрывает уверенно, кидайте парами, но в обратном порядке. Позже начинайте кидать вразброс.

Присутствующая на уроке мать запоминает и записывает, как играть в эти 5 игр дома. Играть необходимо только один раз в день, если ребенок сам не просит больше. Но каждый раз заканчивайте игру, пока он еще желает играть: «В другой раз доиграем».

Показ 3-х пар гласных (А Я, О Ё, У Ю).

После того, как вы сыграли в пять игр с первыми 2-мя парами букв, достаньте последующую изготовленную вами пару карточек У Ю, подпишите их нао бороте себе и добавьте их в стопку (после урока дайте эту стопку, все 6 букв, маме).

АЯ
ОЁ
УЮ

Демонстрируйте сейчас ребенку уже три пары букв так, как вы показывали ему на уроке №1 две пары. Только на этот раз 1-ые четыре буковки называет ребенок, а последние две вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (напомните об этом имаме). Дайте маме те же наставления, что и на уроке №1. К следующему уроку за два-три дня показа ребенок запомнит уже новый стишок:

«Это А»

«Это Я»

«Это О»

«Это Ё»

«Это У»

«Это Ю»

Дайте маме эти 6 сделанных вами букв, попросите принести их с собой на следующее занятие.

Внимание! После урока №2 мать указывает ребенку пару раз в день уже эти три пары гласных, но в закрепляющие игры играет с ним пока только на первые две пары (А Я, О Ё) один раз вдень.

Урок №3

Кначалу этого урока малыши уже выучили стишок:

«Это А»

«Это Я»

«Это О»

«Это Ё»

«Это У»

«Это Ю«,

а буквы А, Я, О, Ё благодаря 5 закрепляющим играм знают и вразброс. Сейчас необходимо закрепить познание последних выученных ими гласных У иЮ.

Закрепляющие игры.

Разложите на столе перед ребенком последующие 6 карточек парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему демонстрировали. После чего сыграйте в игры, подробно описанные в уроке №2.

АЯ
ОЁ
УЮ

Показ 3-х пар гласных (О Ё, У Ю, Ы И).

Уберите куда-нибудь подальше первую пару карточек А Я, достаньте последующую изготовленную вами пару Ы И, подпишите карточки на обороте себе и добавьте их в стопку.

Начиная с этого урока, вы, всякий раз добавляя новую пару гласных, убираете первую пару, чтоб полное количество показываемых букв не превышало 6. Сейчас карточки лежат в стопке в следующем порядке.

ОЁ
УЮ
ЫИ

Демонстрируйте ребенку эти три пары букв так, как вы делали это на предыдущих уроках. Как и раньше, 1-ые четыре буковки называет ребенок, а последние две вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (напомните об этом имаме).

Дайте маме все сделанные вами буковки, попросите принести их с собой наследующее занятие. Скажите маме, что все домашние занятия займут у нее сейчас не более 6 минут в день и напомните, что принципиально не пропустить ни одного из них.

Внимание! Обратите внимание матери на то, что после чего урока ребенку необходимо демонстрировать пару раз в день уже эти три пары гласных, отложив в сторону отлично знакомые ему А Я. А вечером нужно один раз сыграть сн им в закрепляющие игры только на первые три пары: А Я, О Ё, У Ю(пока без Ы, И).

Урок №4

Кначалу 4-ого урока малыши знают парами последующие гласные: А Я, О Ё, У Ю, Ы И, а буквы А, Я, О, Ё, У, Ю благодаря закрепляющим играм знают и вразброс. Сейчас необходимо закрепить познание последних выученных ими гласных Ы иИ.

Закрепляющие игры.

Вы уже сообразили, что количество гласных, с которыми мы играем в закрепляющие игры, возрастает с каждым уроком: на втором уроке мы играли с четырьмя знаками, на третьем с шестью, ат еперь в эти 5 игр необходимо сыграть уже с восемью знаками.

Разложите на столе перед ребенком следующие восемь карточек парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему демонстрировали. После чего сыграйте в игры из второго урока.

АЯ
ОЁ
УЮ
ЫИ

Показ 3-х пар гласных (У Ю, Ы И, Э Е).

На этот раз вы убираете уже две 1-ые пары карточек А Я и О Ё, а достаете последнюю изготовленную вами пару Э Е. Подпишите и эти карточки на обороте себе и добавьте их в стопку. Полное количество показываемых букв как и раньше равно 6 и стишок остается таким же легким для запоминания. Принципиально и то, что буковки Е и Ё, которые малыши нередко путают, никогда не «встречаются» при показе: когда «пришла» буковка Е на четвертом уроке, буковка Ё уже «ушла». Сейчас карточки лежат в стопке в следующем порядке.

УЮ
ЫИ
ЭЕ

Демонстрируйте ребенку эти три пары букв так, как выделали это на предыдущих уроках. Как и раньше, 1-ые четыре буковки называет ребенок, а новые для него Э и Е вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (еще раз напомните об этом имаме). Дайте маме все 10 сделанных вами букв, попросите приносить их с собой на занятия. Скажите ей, что все домашние занятия займут ун ее сейчас не более шести-семи минут вдень и напомните, что принципиально не пропустить ни одного.

Внимание! Обратитее внимание матери на то, что после чего урока ребенку необходимо демонстрировать пару раз в день уже последние три пары гласных, отложив отлично знакомые ему А Я и О Ё. А вечером нужно один раз сыграть с ним в закрепляющие игры на первые четыре пары: А Я, О Ё, У Ю, Ы И(пока без Э, Е).

Продолжение Лучший способ изучения букв. Часть 2

 Posted by at 23:24

 Leave a Reply

You may use these HTML tags and attributes:

(required)

(required)