Авг 242013
 

Утверждение отом, что современные малыши нечитают неболее чем миф. Малыши очень различные. Пожалуй, правильно только утверждение, что современным детям меньше нравится читать, чем ихсверстникам 30и20годов назад. Инаэто есть конкретные предпосылки.

Все преподаватели ипсихологи сходятся втом, что чтение большой труд. Казалосьбы: что сложного для человека, знающего буковкы, ложить изних слова, аизслов предложения?! Насамом деле, чтение процесс, вкотором задействованы оба полушария мозга. Иесли одна иззон «тормозит» либо «пробуксовывает», чтение изнаслаждения преобразуется внаказание. Дошколенок либо младший школьник напряженно складывает буковкы вслова, нонепонимает смысла прочитанного. Вболее старшем возрасте можно следить аналогичный процесс, когда ребенок ухватывает только внешнюю линию событий, не»прочитывая» подтекст, непонимая философии создателя.

Пример перед очами

Преподаватель Татьяна Ильина отлично доказывает еще одну причину, покоторой малыши нелюбят либо неприучены читать. Эту причину можно именовать социальной, домашней либо педагогической, извучит она до боли просто: небудет читать тот ребенок, который невидит рядом ссобой читающего взрослого маму либо папу.

При отсутствии читающей модели, тоесть близкого человека, увлеченного чтением, ребенок фактически никогда неберет книжку сам. Ондолжен чувствовать, что жизнь его родителей невообразима без книжек, тогда ивего жизнь они войдут. Повсевременно обращаясь ккнижным примерам, мыстимулируем процесс чтения. Ребенок привыкает находить ответы насвои вопросы увеликих писателей, настраницах книжек, аужони-то нехорошему ненаучат, необманут, неподдадутся сиюминутному настроению, уверена Татьяна Ильина.

Выуже задумались над тем, как нередко ваши малыши лицезреют вас скнижкой вруках? Еслида, вот вам еще еда для размышлений: где ввашем доме стоят книжки исколько места они занимают?

Спецы лупят тревогу сейчас много семей, вкоторых книжек нет вообщем: «излишний пылесборник». Иучителя началки, задающие надом выучить стихотворение Маршака либо прочесть рассказ Бианки, уже неудивляются ответу, что ребенок… ненашел такую книжку. Дома еенет, усоседей тоже. Авбиблиотеку никто изчленов семьи незаписан.

Времена, когда заботливо собирали макулатуру, чтоб, выстояв гигантскую очередь, получить священный томик Мопассана, канули впрошлое совместно смодой надомашние библиотеки, витиеватые экслибрисы ит.д.

Другой вариант когда книжные полки ломятся под тяжестью отлично изданных энциклопедий полюбым отраслям познаний.

Малыша, синтересом «проглатывающего» их, нельзя именовать нечитающим онможет поразить собеседника совсем внезапной для его возраста эрудицией. Нопри этом ему очень тяжело пересказать цепочку событий, проанализировать мотивы поступков героев рассказа, высказать свое отношение кпрочитанному.

Так что дело нетолько втом, чтоб просто обучить малыша читать, ноивлиять нато, когда, как ичто ончитает.

Такли уждела плохи?

Существует мировоззрение, что сейчас вдетской имолодежной среде (вчитающей еечасти) популярны такие неочень почетаемые суровыми читателями ипедагогами жанры, как фэнтези, легкий детектив иразвлекательная литература. Классику читают только понастоянию взрослых, только врамках школьной программки, апорой еще ивсокращенном варианте.

Такли все обстоит насамом деле? Чтоб ответить наэтот вопрос, япошла вюношескую библиотеку, где тщательно ведут тетрадь сотзывами собственных гостей опрочитанных книгах.

А. пишет: «Израссказов Дмитрия Глуховского мне в особенности приглянулся „Когда тыодин“, как онописывает ужас, который мыощущаем усебя снутри. Аеще приглянулись рассказы: „Восемь минут“ и„История одной собаки“. Духовные! Они так очень трогают душу, будто бы тыперемещаешься туда, будто бы это стобой происходит, анескем-то другим». (Ошибки неисправляем исохраняем орфографию истиль создателей отзывов Е.К.)

Незримая собеседница соглашается: «Точно! Имне „Восемь минут“ приглянулся зато, что яполностью прониклась вэтот рассказ. Яощущалато, что люди ощущают, когда имосталось всего только восемь минут».

Тут вообщем идет живое общение, как вчате, иникого неволнует, что предшествующая запись наэту тему могла быть оставлена пару недель либо даже годом ранее.

«Хроники Нарнии» читать так трудно, что, ребята, вспять вкинотеатр!» призывает Саня. Сним спорит Настя: «Ничего подобного! „Хроники Нарнии“ читаются просто, непосредственно. Этоже детская книжка, адетские книжки одни изсамых увлекательных. Так что читайте, читайте ичитайте!»

НектоН. пишет: «Кому приглянулась „Лолита“ Набокова? Классная книжка! Говорю это тому, кто знает толк вхудожественной литературе».

Ейотвечают: «Мне „Лолита“ запала вдушу. Снее лучше начинать знакомство сНабоковым. Его стиль это неописуемо любопытно». Итутже следует предложение: «Кто ты? Давай побеседуем!..»

Еще рекомендуют прочитать «Степфордских жен» Айры Левина, «Пса, который гласил сбогами» Дайаны Джессап, книжки Крапивина, Сэлинджера, «Очарованного странника» Лескова, стихи Окуджавы иГубермана. Что касается фантастики, тотут, непременно, лидируют Стругацкие иМакс Фрай. Аизшкольной классики встречается только Федор Михайлович, вот втаком контексте:

«Достоевский потрясающий чувак. „Грех инаказание“ и„Кретин“ очень отличные книжки. Яраньше считала, что это скучновато, ноэто неправда. Насамом деле рекомендую всем прочесть!»

Так что, господа, невсе так просто спредпочтениями наших малышей. Может, неувязка невтом, что малыши нечитают, автом, что мымало сними разговариваем отом, что они читают?

Что делать?

Как ненавязывая, непринуждая, привить ребенку смалолетства привычку кчтению?

Если мыговорим овозрасте отнуля дотрех (имея ввиду немамины колыбельные, стишки, потешки, 1-ые сказки, аименно обучение, будьто карточки Домана либо другие методики), тотут есть два полярных представления.

Большая часть психологов ипедагогов убеждены, что такое опережающее развитие только тешит самолюбие родителей, аребенок ничего, не считая нервно-психического переутомления, неполучает. Другиеже считают, что преждевременное обучение малыша это непопытка «лишить его веселого юношества», анеобходимое условие освоения имокружающего мира, вкотором властвуют высочайшие технологии иогромные объемы инфы.

Опытом делится Татьяна Ильина:

Лично япридерживаюсь «золотой середины» троих изсвоих 4 малышей яначала серьезно учить ввозрасте лет 4. Кпервому классу они все уже быстро читали. Самому младшему на данный момент три споловиной, ионпока знает только три буковкы: «свою» буквуД (так как он Дима), мамину Мисамую певучую буковку А.

Что касается возраста четырех-пяти лет, то, помнению большинства профессионалов, он самый подходящий.

Психологи считают, что в4-5 лет ребенку легче обучаться чтению, чем в78. Пятилетний ребенок уже отлично освоил речь, нослова извуки ему еще увлекательны, онохотно сними экспериментирует, просто запоминает целые слова, азатем начинает различать вних буковкы, ивзрослому остается только придать его энтузиазму направление, нужное для овладения навыком чтения. Встаршемже возрасте слова извуки становятся для малыша кое-чем обычным, иего экспериментаторский энтузиазм теряется. Словом, учить четырехлеток нужно, но сумом иисключительно вигровой форме.

Привычка наилучший ассистент

Ксожалению, внаше время, как отмечает Татьяна Ильина, практически пропала традиция домашнего вечернего чтения. Нопочемубы непопытаться еевозродить, хотябы врамках одной семьи собственной? Пример читающих бабушек, дедушек, родителей, сестер ибратьев хорошее поле, накотором будет взращиваться энтузиазм малыша ккниге. 2-ое: вдоме непременно должны быть книжки. При этом даже двухгодовой малыш обязан иметь полочку соСВОИМИ книгами, вкоторых онпока изучает только рисунки.

Засоветом, как действовать далее, обратимся кработам психолога Екатерины Мурашовой. Она советует:

  1. Если выхотите, чтоб ваш повзрослевший ребенок «нес сбазара Белинского иГоголя», зачитывался Пушкиным, Мольером иДостоевским, придется потрудиться. Для начала запамятовать окомиксах ижурналах снаклейками.
    Читайте вслух небольшому ребенку детскую «классику», приучая его икстранноватым навзрослый слух народным сказкам (попытайтесь африканские сами получите большущее воспоминание), иквяловатым описаниям Бианки, иксуховатой политизированности Родари, икявной социалистический риторике Носова. Незабудьте одидактике Льва Толстого иКонстантина Ушинского.
  2. Начиная спяти-шести лет, плотно перебегайте кисторическим повестям для малышей («Приключения первобытного мальчугана», «Листы каменной книжки»), рассказам оживотных исентиментальным повестям (Лидия Чарская, «Небольшой лорд Фаунтлерой», «Без семьи» ит.д.).
    Даже когда ребенок научится читать без помощи других, небросайте читать ему вслух, поэтому чтоон, естественно, свободно читает букварь либо хрестоматию для второго класса, нобольшие, достойные внимания книги ему самому еще неосилить.
    Можно читать поочереди, можно устраивать семейные чтения. Ногде-то начиная свосьми лет, выпроявляете хитрость.
  3. Хитрость заключается втом, что чтение обрывается насамом увлекательном идраматичном месте, увас возникает неотложное дело, акнижка остается лежать науглу стола. Врядли опыт пройдет спервой либо даже пятой книгой. Нокогда-нибудь наступит таковой момент, что ребенок утомится «ожидать милостей отприроды» ивозьмет ихсам.
  4. Далее ваша задачка осторожно инастойчиво подсовывать ребенку книжки. Упаси вас Бог идти попути прямых советов. Книги должны ненавязчиво появляться ввашем доме. Они могут приноситься избиблиотеки ипросто «выползать» изшкафов.
    Для начала это должен быть конкретно тот жанр, ккоторому принадлежала «1-ая» книжка малыша. Историческая повесть опервобытных людях? Пожалуйста! Вот для тебя еще одна. «Волшебник Изумрудного городка»? Вот для тебя продолжение! Итак дальше.
  5. Равномерно расширяйте гамму жанров. Если ваш ребенок сдетства привык наслух принимать неадаптированный, высокохудожественный текст, тоего способности уже втретьем-четвертом классах очень широки.
    Создателю известны малыши, которые вдевятилетнем возрасте судовольствием читали зануднейшего «Владыки колец», познавательные приключенческие романы Жюля Верна и»Чайку поимени Джонатан Ливингстон». Наши малыши очень профессиональные, нужно только посодействовать ихталантам раскрыться.
 Posted by at 23:24

 Leave a Reply

You may use these HTML tags and attributes:

(required)

(required)