Авг 242013
 

Посты установлены Церковью как особое, выделенное избудничного, время, когда христианин усиленно работает над очищением собственной души итела, молясь, исповедуя свои грехи, приобщаясь Святых Христовых Загадок. Постом воздерживаются отскоромной еды мяса, молока, яиц, время от времени рыбы.

История постов

Пост существовал вовремена Ветхого Завета, христианеже стали поститься ссамого основания Церкви, следуя примеру Самого Господа иапостолов. Древние изцерковных писателей говорят, что апостолы установили 1-ый 40-дневный пост вподражание пророку Моисею иСпасителю, которые постились 40дней впустыне. Отсюда заглавие Величавого поста Четыредесятница.

Некие церковные ученые считают, что пост сначала состоял из40часов. Древнейшие христианские книжки (II, IIIвека) говорят нам обобычае поститься впродолжение 2-ух суток. Пост перед Пасхой составлял 6дней, как ведает обэтом Дионисий Александрийский.

Таким макаром, Величавый пост (Святая Четыредесятница) втом виде, как онсуществует сейчас, сложился равномерно. Церковные историки считают, что онокончательно оформился, когда вошло вобычай крестить новообращенных наПасху иготовить ихкпринятию Таинства Крещения длительным постом. Изчувства братства илюбви вэтом посте совместно сними стали участвовать ивсе верующие.

Уже вIV веке Величавый пост существовал вЦеркви везде, ноначинался невезде водно время иневезде длился 40дней. Пост был очень серьезным. Старый христианский писатель Тертуллиан ведает, что разрешались только хлеб, сушеные овощи ифрукты, итонераньше вечера. Это именовалось сухоядением. Втечение денька непили даже воду. НаВостоке сухоядение держалось доXIIвека, позже постными стали считаться нетолько овощи, ноирыба, идаже некие птицы.

Неважно какая удовлетворенность ивеселье числились нарушением поста. Общепринятое правило заключалось ввоздержании отвозбуждающей еды иумеренном употреблении даже разрешенных товаров.

Впоследующие времена появились лжи, одни изкоторых считали пост главной обязанностью христианина, другие, напротив, совсем опровергали его значение. Церковныеже правила, обобщившие опыт первых веков, наказывают нетолько всякого, кто без необходимости для здоровья нарушает установленный пост, ноитех, кто утверждает, что есть мясо грех даже впраздники, иосуждает употребление мясной еды вдозволенное время.

Вдни Величавого поста вхристианских странах воспрещались всякие вида, запирались бани, лавки, торговля мясом идругими скоромными продуктами, продавались только предметы первой необходимости. Прекращались даже заседания всудах. Христиане занимались благотворительностью. Вэти деньки рабы нередко отпускались наволю либо освобождались отработы.

Посты делятся наоднодневные имногодневные. Кмногодневным постам относятся:

  1. Величавый пост, либо Святая Четыредесятница.
  2. Петровский пост.
  3. Успенский пост.
  4. Рождественский пост.

Коднодневным постам относятся:

  1. Еженедельные посты всреду впамять предательства Спасателя Иудой ивпятницу впамять страданий исмерти Спасателя.
  2. Но всреду ипятницу неких недель поста нет. Это: Пасхальная неделя, которая почитается какбы заодин Светлый денек; неделя после Троицы; так именуемые Святки, тоесть время отРождества доКрещенского сочельника; Неделя омытаре ифарисее перед Величавым постом (чтоб мынеуподобились фарисею, который хвалился своим благочестием); Масленица (хотя впору нее действует запрет намясо).
  3. Праздничек Воздвижения Креста Господня 27сентября.
  4. Денек усекновения главы Иоанна Предтечи 11сентября.
  5. Крещенский сочельник, тоесть денек намедни Крещения 18января.

Величавый пост

Величавый пост состоит: из40дней (Четыредесятницы); 2-ух торжественных дней (Лазаревой субботы иВербного воскресенья), атакже Страстной седмицы всего 48дней. Его именуют Величавым нетолько из-за длительности (ондлиннее всех других), ноипопричине величавого значения этого поста вжизни христианина.

Не считая 7недель самого поста уставом предписываются еще 3предварительные недели кнему. Начинаются они сНедели омытаре ифарисее. Поначалу 3-й седмицы идоееконца мяса натрапезе уже небывает, оно появится только наразговенье впору пасхальной трапезы. Вся седмица именуется также Сырной, либо Масленицей, так как основной едой впору нее являются продукты из молока, рыба, яичка, сыр.

За3недели доВеликого поста, ввоскресенье, когда налитургии читается евангельский текст притчи омытаре ифарисее, вбогослужении начинают воспользоваться постной Триодью книжкой богослужебных текстов, которая определяет особенности богослужения впору Величавого поста.

Ввоскресенье, которое получило заглавие Недели омытаре ифарисее, наутрене поют необыкновенную покаянную молитву из50-го псалма: «Покаяния отверзи мидвери…» Это начало подготовки кпосту. Пение покаянной молитвы длится наутрене ввоскресенья (Недели) 2, 3, 4и5-й седмиц Величавого поста включительно.

Неделя облудном отпрыску 2-ая предварительная неделя. Ввоскресенье залитургией читается Евангелие спритчей облудном отпрыску. Наутрене звучит новое покаянное песнопение: «Нареках Вавилонских…» (псалом 136).

Неделя оСтрашном суде 3-я предварительная неделя. Ввоскресенье читается Евангелие оСтрашном суде. Это воскресенье именуется еще мясопустным, потому что это последний денек мясоеда. Спонедельника доПасхи мясо есть нельзя.

Намедни мясопустного воскресенья Вселенская (мясопустная) родительская суббота. Вэтот денек совершается память всех отвека усопших православных христиан.

Последующая заэтим воскресеньем седмица именуется Масленицей.

Неделя мемуары Адамова изгнания Прощеное воскресенье. Вэтот воскресный денек читается евангельский отрывок опрощении обид иопосте. Адамово изгнание вспоминается вомногих богослужебных текстах. Вечерком все собираются вхрам начин прощения. Служба уже постовая, облачение темное, поклоны ипение покаянное. Вконце службы читаются проповедь опрощении обид, опосте имолитва сблагословением наВеликий пост. Священнослужители, начиная состаршего, испрашивают ународа идруг удруга прощение. Потом все подходят ксвященникам поочереди, кланяются, требуют простить исами прощают имвсе грехи иобиды, при всем этом целуют крест иЕвангелие взнак искренности произносимого. Прихожане требуют прощения идруг удруга. Такое прощение обоюдных обид является обязательным условием очищения сердца иуспешного проведения Величавого поста.

Величавый пост отличается отостального года особенными богослужениями.

Во-1-х, впонедельник, вторник ичетверг неслужится Божественная литургия (не считая нескольких праздничков), всреду ипятницу совершается литургия Преждеосвященных Даров, аповоскресеньям литургия Василия Величавого.

Во-2-х, вбогослужении возрастает объем текстов, читаемых поПсалтири, пения становится еще меньше.

В-3-х, читается молитва святого Ефрема Сирина с16поклонами, поясными иземными. Кбогослужению добавляются особенные молитвы споклонами иколенопреклоненным стоянием.

Все эти отличия определяют необыкновенную духовную атмосферу поста, несвойственную всему году. Православные почаще, чем всегда, посещают храм, чтоб непропустить особенных служб.

1-ая седмица Величавого поста

Чтение Величавого канона Андрея Критского впонедельник, вторник, среду ичетверг навеликом повечерии. Всреду днем 1-ая литургия Преждеосвященных Даров. Впятницу днем, после литургии, молебен сосвящением колива (ввоспоминание чуда великомученика Феодора Тирона). Коливо это вареное зерно ссухофруктами, в большинстве случаев рис сизюмом. Освященное коливо раздается присутствующим вхраме иупотребляется натощак втотже денек. 1-ая седмица завершается Неделей первой, тоесть первым воскресеньем поста. Вэто воскресенье празднуется Торжество Православия восстановление иконопочитания наVII Вселенском соборе.

2-ая седмица

Всубботу поминовение усопших. Ввоскресенье вечерком вомногих храмах служится 1-ая Пассия поклонение страданиям Спасателя. Это служба сакафистом Страстям Христовым. Другие три Пассии служатся впоследующие воскресенья. Хотя Пассия неявляется уставным богослужением, она уже вошла вблагочестивую традицию.

3-я седмица

Всубботу поминовение усопших. Седмица завершается Неделей третьей, Крестопоклонной. Намедни, навоскресной всенощной, насередину храма выносится Крест Господень для поклонения. Такое поклонение совершается под пение «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, иСвятое Воскресение Твое поем иславим». Крест остается вцентре храма всю неделю.

4-ая седмица, Крестопоклонная

Эта седмица более серьезного поста, чем 2-ая итретья. Всреду преполовение Величавого поста, тоесть его середина. Совсем деньки седмицы совершается поклонение Кресту. Впятницу навечерне Крест уносится валтарь. Всубботу поминовение усопших. Завершается седмица Неделей четвертой, посвященной памяти преподобного Иоанна Лествичника, игумена истрогого аскета.

5-ая седмица

Вчетверг наутрене Мариино стояние. Служба посвящена преподобной Марии Египетской. Наэтой службе стопроцентно читается Величавый канон Андрея Критского. Суббота пятой седмицы именуется Субботой Акафиста, либо Похвалой Пресвятой Богородицы; наутрене читается Акафист Богородице сособыми торжественными песнопениями. Нопост вэтот денек неослабляется.

Шестая седмица

Впятницу этой недели завершается Четыредесятница. Всубботу память праведного Лазаря, воскрешенного Иисусом Христом на4-й денек после его погибели, Лазарева суббота. Завершается эта седмица Вербным воскресением (Вход Господень вИерусалим).

Страстная седмица

Серьезный пост. Богослужения все особые.

В первый раз три денька поются особенные песнопения: «СеЖених грядет вполунощи…» и»Чертог Твой…». Это напоминание опредстоящей нам встрече соХристом, Небесным Женихом душ наших, вЕго Царствии чудесном Чертоге. Вэти деньки служится литургия Преждеосвященных Даров.

Всреду вечерком исповедь для всех желающих облегчить свою душу перед Пасхой. ВВеликий четверг воспоминается Потаенная вечеря, накоторой Господь установил Таинство Причащения Евхаристию. Вэтот денек все, кто может, причащаются Святых Христовых Загадок.

Вечерком служба Страстям Христовым. Наней читаются двенадцать избранных евангельских отрывков, рассказывающих овсех страданиях исмерти Иисуса Христа. Эти «12Евангелий» исоставляют главную особенность службы. Впору чтения все стоят сосвечами. Свечу, горевшую впору чтений «12Евангелий», именуют «Четверговой» инепотушенной уносят домой, чтоб затеплить лампаду, прочертить пламенем крест над косяком двери.

ВВеликую пятницу литургия неслужится. Днем совершаются Королевские часы. Всередине денька совершается вынос Плащаницы вышитой иконы Спасателя, снятого сКреста иприготовленного кпогребению. Плащаница ставится посредине храма вокружении цветов. Все кланяются ейиприкладываются. Вечерком тогоже денька совершается погребение Плащаницы. Вконце службы плащаница скрестным ходом обносится вокруг храма.

ВВеликую субботу днем совершаются: часы, вечерня илитургия Василия Величавого. Навечерне читаются 15паримий, тоесть чтений Ветхого Завета, вкоторых собраны предсказания оХристе иЕго Воскресении. Сначала литургии все облачения изменяются счерных набелые.

Вэтот денек сутра начинается освящение пасхальных яств куличей, пасох, яиц. Освящение может быть продолжено наПасху.

Наэтом завершается богослужение постной Триоди; завершается исам Величавый пост.

Петровский пост

По другому онназывается апостольским. Начало этого поста зависит отвремени празднования Пасхи, ипоэтому онбывает токороче, тодлиннее. Пост начинается через неделю после Троицы изаканчивается 12июля праздничком первоверховных апостолов Петра иПавла. Наибольшая вероятная длительность Петровского поста 6недель, самая малая 8дней. Его начало идет изглубокой древности, онзаповедовался еще вапостольских постановлениях, ноособенно нередко упоминается сIVвека.

Успенский пост

Пост вчесть Пресвятой Богородицы длится 2недели с14до28августа, допраздника Успения. Этот пост построгости припоминает Величавый, ноослабляется повоскресным денькам, атакже впраздник Преображения Господня 19августа.

ВДревней Церкви онназывался осенним. Были разногласия поповоду его длительности, некие разрешали для себя уже наПреображение употреблять впищу мясо. Нодействующие сXII века церковные правила непозволяют этого.

Рождественский пост

Онначинается за40дней доРождества Христова ипоэтому, как иВеликий пост, время от времени именуется Четыредесятницей. Его именуют также иФилипповским, так как вдень его начала, 28ноября, празднуется память апостола Филиппа.

Этот пост нетакой серьезный, как Величавый, разрешена рыба. Нозанесколько дней доРождества Христова воздержание усиливается; всочельник, последний денек перед Рождеством, ничего неедят довечерней звезды, впамять озвезде, явившейся над Вифлеемом при Рождестве Спасателя.

ОРождественском посте вцерковных книжках упоминается сIVвека, всовременном виде онпринят Церковью вXIIвеке.

Из книжки «Правоверная мать»

 Posted by at 23:24

 Leave a Reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

(required)

(required)