Авг 242013
 

«Скоро Троицын денек, скоро песни, венки ипокосы. Все цветет ипоет…»
И.Бунин

Денек Святой Троицы (Пятидесятница) праздничек, который заходит вчисло двунадесятых врусском Православии. Вего базе рассказ осошествии Св. Духа наапостолов напятидесятый денек после Пасхи. Отсюда идень празднования. Предшествует Деньку Святой Троицы Троицко-Семицкая неделя. Заглавие это вышло отслова семик четверг, аеще зовется она «зеленоватыми святками» либо «русальной неделей». Последнее отрусалок, таинственных созданий, населявших, попредставлениям наших протцов, воду исушу. Вспомним пушкинскую «Русалку»:

Веселою толпою
Сглубокого дна
Мыночью всплываем,
Нас греет луна. <…>

Вдревние времена язычники верили, что вреках, озерах идаже ручьях живут различные существа, аводой ведает особенное божество. Угреков были нереиды, уримлян наяды. ВРоссииже русалка почиталась речной богиней, владычицей сокровищ ичаровницей. Равномерно при переходе Руси изязычества вхристианство русалка преобразуется внедоброе, опасное, хотя иочень симпатичное для человека создание, владеющее нескончаемой юностью икрасотой. Вобразе русалки переплелись черты духов плодородия (полевые русалки), воды (речные), представления о»нечистых» мертвецах (вчастности, обутопленницах), погибших некрещеных детях ит.д. Поодной изверсий опроисхождении нечистой силы ирусалок, появившейся уже вхристианскую эру, говорится, что Бог зато, что строили люди дотоле единый люд 1-го языка вгороде Вавилоне башню высотой донебес, наказал ихсмешением языков задерзость игордыню иопределил навечные времена стеречь воды, горы, леса идома… Кого где застал гнев Божий кто-то сделался домовым, кто горным духом, влесу настигнул лешим ипрочее «… есть насвете созданья, вам подобные видом, носвами различного характеристики. Изредка ихвидитевы. Вогне живут саламандры дивные, быстрые, легкие; внедрах земли, неприступных свету, водятся хитрые гномы; ввоздухе веют Сильфы; лоно морей, озер иручьев населяют Духи радостные вод…» (В.А.Жуковский. «Ундина». Древная повесть). Иименно всамую наилучшую пору года, когда все наземле цветет, отсемика доПетрова денька (12июля) выходят русалки изводного королевства истранствуют поберегам собственных рек иозер, поблизости лесов ирощ.

Русалкам посвящается клечальная суббота, оканчивающая семицкую неделю. Насемицкой неделе все воспринимало торжественный вид, дома украшались зеленью ицветами. Деньки недели внароде называли: вторник задушными поминками, четверг -семиком, субботу клечальным деньком, асемицкие ночи -воробьиными. Вэти ночи урусалок празднуются женитьбы, инареках раздается хохот иплеск воды. Авзадушные поминки, постаринному поверью, умершие вспоминают освоей жизни наземле, покидают могилы ибродят покладбищам. Потому с незапамятных времен существовал обычай вовторник нести накладбище венки иберезовые ветки исправлять намогилах задушные поминки. Ели, выпивали иоставляли намогилах 2-3 наполовину очищенных яичка иблины. Класть яичка намогилу вобычае было еще удревних римлян, которые глубоко почитали память погибших. Дожило святое правило идонаших дней.

Семик четверг. Сначала семицкой недели две-три девицы отправляются влес выбирать березку для ритуала, авчетверг уже развеселой гулкой гурьбой шли еезавивать. Уодной березки завивали ветки ввенок, сплетали ветки либо маковки берез попарно, апотом кумились лобзались через венок иобменивались какими-нибудь вещами платками, колечками. Потом одну березку декорировали лентами ираскладывали под ней припасенное ссобой угощение каравай, сдобники ижелтые яичка. Еще всемик плетут венки иразбрасывают ихполесу русалкам, чтоб они добыли суженых-ряженых, после этого сразуже удирают.

Клечальная суббота. (ПоВ. Далю клечаный прилагается кпразднику Сошествия Св. Духа иСв. Троицы, откуда клеча, клечаны- деревья, клечанье- березки, деревья, ветки, цветочки, которыми вэти празднички декорируют церкви идома). Вэтот денек, обыкновенно, основное внимание русалкам. Намедни мужчины, для которых русалки представляют необыкновенную опасность, запасались полыньей изарею (заря либо зоря лечебная травка любисток, любиста, любим) как предохранительными средством отобольщения. Но, наверняка, русалка может пощекотать задремавшего иунести всвое жилье, где оноживет исделается еемужем, будет жить вдовольстве ироскоши, получая все, не считая 1-го разрешения покинуть хоть намиг аква королевство. Вобщем, допускалась илюбовь меж смертными людьми иречными девами. Вот что говорит легенда опроисхождении наименования цветка василька. Некоторый парень поимени Василий втюрился врусалку. Онпогибает вееобъятиях, адуша его переселяется вцветок голубий, как цвет глубочайшей воды.

Народное поверье также предупреждает: если сеять рожь вдень памяти святого страдальца Вассы (28апреля), еезаглушат васильки. Вобщем, считается, что без позволения королевы (старшей, назначенной Водяным изсвоейже среды) русалки немогут нетолько погубить, нодаже напугать человека. <…>

Итак, сей день старались повстречать вовсеоружии. Пели песни, аснаступлением ночи бегали спомелом, прогоняя русалок (вКалужской губернии существовал даже смешной обычай: кума ккуме вэтот денек «ездила» вгости наметле). Водних местах так провожали русалку: даму, наряженнуюею, вели вполе, толкали вжито, после этого опрометью мчались вдеревню. Вдругих делали чучела, изображающие русалок, иводили хороводы, вцентре которых стояли самые бойкие икривлялись. <…> Потом хороводы делятся надве группы наступательную иоборонительную иначинается борьба зачучело: одни его вырывают, другие защищают; при всем этом две «враждующие стороны» кидают друг вдруга песком иобливаются водой. В конце концов, выйдя запределы села, чучело разрывают иразбрасывают пополю.

Вэтотже денек усмиряют водяного, который одинокий, покинутый русалками, начинал гневаться и»дурачиться» поднимал бурную воду, портил мельницы иразгонял рыбу. Чтоб усмирить водяного (очень отталкивающего вида старик, покрытый сног доголовы тиной иразъезжающий на»чертовом жеребце» соме), поберегам раскладывали костры ипели песни. И, в конце концов, нарассвете, после того как все предполагаемые атаки нечистой силы были отбиты, купались вреке, что очень нерекомендовалось делать всю русальную неделю, чтобы нестать жертвами русалок.

Уболгар, сербов инекоторых других славянских народов неделя, предыдущая Троице, также именуется русальной либо русалиями. Как ивРоссии, русалии древние славянские празднички, связанные скультом земли, растительности, воды иумерших протцов. Иувсех славян суббота намедни Троицы обычный денек поминовения погибших (вправославном календаре она носит заглавие «Родительской субботы»). Живой иныне обычай посещать вэтот денек родные могилы, служить молебны, ставить поминальные свечки.

Итак, Троица. Этот праздничек вомногих языках имеет два-три, атоибольше заглавий. Унас Троица, Пятидесятница, уюжных изападных славян это лестнице, зелене свентки, русадла, русалии. Ванглийском языке, наряду софициальным Pentecost (отгреч. Pentechoste пятидесятница), существует иисконно английское заглавие Whitsunday. Троица иследующий заней Духов денек венчают собой цепочку вешних праздничков Масленицу, Благовещение, Пасху изнаменуют пришествие лета.

Отмечается Троица ввоскресенье через семь недель после Пасхи. Семь недель это 50 дней, считая исам денек Пасхи: отсюда идругое заглавие праздничка Пятидесятница.

Праздничек совершается вчесть Святой Троицы ивпамять сошествия Святого Духа наапостолов. Сошествие Духа укрепило апостолов ввере идало имсилу проповедовать учение оПресвятой Троице.

Наместе сошествия Святого Духа наапостолов выстроили 1-ый христианский храм, который вIVв. был возобновлен Святой Леной.

Представление оТроице сложилось вхристианстве несразу. Истоки его лежат вдревних понятиях обожественных семействах (к примеру, древнеегипетская Троица Осирис, Исида, Гор), оТроице богов (вдревней Индии Брахма, Вишну, Шива, вВавилонии Ану, Эа, Бэл ит.д.).

Христианская Пятидесятница как праздничек Святой Троицы отмечается сIVв., когда наIIКонстантинопольском соборе был совсем утвержден догмат оТроице единый Бог существует втрех лицах: Бога-Отца, Бога-Сына, Бога-Духа Святого. Это один изкраеугольных камешков христианства.

Как отмечали Троицын Денек вРоссии

Именинами земли-матушки называли этот праздничек внароде. Вэтот денек нельзя было вскапывать (беспокоить) землю. Гуляли забавно ишумно. ВТроицкой обрядности практически всюду выслеживаются древние, еще языческие обычаи, связанные спразднованием пышного расцвета природы, приходом наземлю света итепла.

Троица всегда ивезде зеленоватый праздничек. Дворы, дома ицеркви снаружи ивнутри украшались зеленью ицветами. Главнаяже роль взеленых святках отводилась березе. Без Троицкой березки этот праздничек все равно, что Рождество без елки. Нопочемуже конкретно береза? Чтоб ответить наэтот вопрос, нужно вспомнить, как относились кдеревьям наши дальние праотцы.

Вовсех странах жизнь людей идеревьев соединяли тесноватые узы. Деревья наделяли душой, имприписывали людские свойства, относились кним как ксуществам высшего порядка, испрашивая уних помощи иблагословения перед всяческими начинаниями. Кдеревьям-долгожителям обращались спросьбами ониспослании здоровья ибогатства, успешного брака иблагополучных родов. Умногих народов было поверье, что они принимают души погибших, потому инарубку ихсуществовал серьезный запрет. Российские считали, что срубивший такое дерево делается помешанным либо разламывает для себя руки иноги, атоиумирает. Уславянских племен будущих украинцев воспрещалось уничтожать плодоносящие деревья; сотворивший такое обрекает себя нагибель.

Белорусы, слушая скрип дерева, верили, что так рыдает душа замученного человека. НаРуси длительно охранялись так именуемые подсельбные старенькые усадебные деревья. Такаяже традиция существует ивАзербайджане.

Поязыческим представлениям племен, населявших северную Европу Галлию, Бретань иИрландию человек создан издеревьев поволе богов ипри ихнепосредственном участии. Жрецы-друиды даже составили гороскоп, покоторому укаждого человека, взависимости отего денька рождения, есть свое дерево-покровитель, определяющее черты нрава рожденных под этим знаком людей. Потому гороскопу, явившиеся миру под знаком березы духовны, щедры испособны нажертву.

Угерманцев священным деревом была ель, кипарис угреков, сосна уфригийцев, укельтов ивовсе омела паразитирующий надеревьях кустарник свечнозелеными листьями ибелыми клейкими ягодами. Укавказских народов почитался тис, утаджиков платан (чинара), удревних славян дуб. Онолицетворял силу имощь, отчего исчитался деревом Бога грома имолнии Перуна. Священным его также почитали литовцы, мордва ичуваши. Авот самым возлюбленным деревом урусских совсем времена остается березка. Она числилась «неплохим», дающим энергию деревом, впротивоположность забирающей силу осине. Вобщем, поповерьям, осина итополь способны снять избыточное, «темное» напряжение.

Вцентральной Рф фермеры никогда нестроили дом натом месте, где росли березы, т.к. корчевку считали грехом. Российские наАлтае убеждены были, что нельзя пить березовый сок («это все равно, что блуд творить») ичто, пролившись наснег, онокрашивается вкровавый цвет. Иименно под березой находился бел-горюч камень Алатырь.

Аква изобрядовых троицких песен есть слова: «Как под белою под березою бел-горюч камень разгорается». Этот самый бел-горюч камень Алатырь почитался вдохристианской Руси как знак творческих сил природы, которая расцветает вдни «зеленоватых святок». Позже, спринятием христианства, числилось, что береза это благословенное дерево, укрывшее некогда Богородицу иХриста внепогоду, асвятую Параскеву отпреследований нечистого, черта.

Отлично высадить березу рядом сдомом для благополучия семьи, для отпугивания зла, для защиты отмолнии. Заткнутые под крышей дома, оставленные начердаке березовые ветки защищают отмолнии, играда, игрома. Если ихбросить наогородных грядках, они будут отгонять гусениц откапусты.

Если под растущую березу вылить воду, оставшуюся после купания хворого малыша (либо просто снести его кней, в особенности девченку), тоболезнь дерево насебя возьмет; нужно только незабыть сказать комплот, вроде этого отгрудной жабы: Брошу жабу под березов кустик, чтобы неболело, чтобы нещемило».

Наросты настволах березы образуются отженских проклятий. Погибшая женщина преобразуется вберезу. Вберезовые ветки наТроицу вселяются души погибших родственников.

Итак, вТроицу вцерковь шли сцветами ипахучими травками вруках. Время от времени травки складывались снопом, авсередину ставили тройную свечу, позже травки высушивали ихранили как средство отвсевозможных бед, наперед всего ихиспользовали как лечущее средство, асвечу сохраняли для умирающих. Поодной изпримет, Троицкая зелень бережет дом впору грозы.

Одно изсамых сочных описаний Троицына денька уИ.Шмелева вповести «Лето Господне. Празднички. Радости. Скорби»: «Намокром столе впередней навалены всякие цветочки итемные листья ландышей. Все торопятся набирать букетцы, молвят мне для тебя остается. … Все разодеты, влегких исветлых платьицах. Намне тоже белоснежное все, пикейное. … Всюду уокон березки. Ипоуглам березки, впередней даже, как будто недом, авроще.

Надворе стоит воз стравой.<…>

Мыидем все сцветами. Уменя ландышки, ивсередке большой пион. Ограда уКазанской зеленоватая, вберезках. Ступени завалены травкой так густо, что путаются ноги. Пахнет зеленоватым лугом, размятой сухой травкой. Вдверях ничего невидно отберезок, все задевают головами, раздвигают. Входим будто бы врощу. Вцеркви зеленый сумрак итишина, шагов неслышно, засыпано все травкой. Изапах совершенно особый, некий густой, зеленоватый, даже чуть-чуть душно. Иконостас чуток виден, кое-где мелькает позолотца, серебро, вберезках. Теплятся взелени лампадки. Лики икон, вберезках, кажутся мне живыми глядят изрощи. Березки заглядывают вокна, как будто желают молиться. Всюду березки: они инахоругвях, иуРаспятия, инад свечным ящиком-закутком, где ястою, как будто унас беседка. Невидно певчих клиросов, кое-где поют вберезках. Березки ивалтаре свешивают листочки над Престолом. Кажется мне отящика, что вырастает валтаре травка. Наамвоне насыпано так густо, что диакон путается втраве, проходит валтарь Королевскими Воротами, задевает плечами заберезки, иони шелестят над ним».

Вэтот денек принято было проливать слезы нацветы либо березовые ветки, которые держали вруках впору церковной службы.

Умильно напучок зари
Они роняли слезки три.

Это из»Евгения Онегина», авот очаровательные есенинские строки, посвященные хорошему обычаю:

Троицыно утро, утренний канон,
Вроще поберезкам белоснежный перезвон.
Нарезных окошках ленты икусты.
Япойду кобедне рыдать нацветы.

Букетик либо веточки, орошенные слезами, хранили целый год поповерью, это выручало отзасухи. Вобщем, была икуда более суровая причина рыдать над цветами числилось, что слезы смывают грехи; сколько грехов засобой человек числил, столько цветочков либо веточек ондолжен был взять ссобой вцерковь. Игрешникам тут приходилось туго! <…>

Отмечалиже праздничек наприроде влесах, ирощах, горожане выезжали назагородные пирушки. Вдеревнях сутра пекся каравай, исозывали гостей, для которых уже были сплетены венки изцветов иберезы. Апосле обеда начиналось самое веселье для молодежи. Бабка-позыватка скликала женщин нагульбище врощу, где расстилалась скатерть, накоторую ставили увенчанные цветами караваи. Девицы начинали водить хороводы, аюноши высматривали для себя вхороводах невест.

 Posted by at 23:24

 Leave a Reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

(required)

(required)