Авг 242013
 

Меня вечно одолевало смутное желание преодолеть свои недочеты. В один прекрасный момент яперестану теребить волосы, повсевременно ходить вкроссовках ипитаться одними хлопьями. Ябуду держать в голове деньки рождения моих друзей, научусь воспользоваться программкой Photoshop, инебуду позволять дочке смотреть телек зазавтраком. Япрочитаю Шекспира. Буду больше смеяться ирадоваться жизни. Ястану вежливее. Буду почаще ходить вмузеи. Перестану страшиться водить машину.

Начало

Одним апрельским днем, которое ничем неотличалось отлюбого другого утра, явдруг сообразила, что рискую погубить свою жизнь, прожить еевпустую. Смотря через залитое дождиком окно автобуса, япочувствовала, как ускользают годы. «Чегоже яхочу отжизни? спросила ясебя. Ну… Яхочу быть счастливой». Нояникогда незадумывалась отом, что приносит мне счастье, либо отом, как стать счастливее.

Вмоей жизни было почти все, чему следовало ликовать. Ябыла замужем заДжеми высочайшим темноволосым красавчиком, которого очень обожала, иунас были две восхитительных дочери семилетняя Элиза игодовалая Элеонора. Ябыла писателем, хотя начинала как юрист, ижила влюбимом городке Нью-Йорке. Уменя были красивые дела сродителями, ссестрой икузенами. Уменя были друзья, наздоровье янежаловалась, имне даже нетребовалось красить волосы. Но ястала нередко грубиянить супругу ипосторонним. Явпадала вуныние из-за каждой маленькой проблемы наработе ипотеряла связь состарыми друзьями. Стала просто выходить изсебя, мачалась отприступов меланхолии, слабости иподавленности.

Смотря через мутное стекло, язаметила даму, переходившую улицу. Она струдом задерживала зонт, сразу пытаясь гласить помобильному телефону, итолкала впереди себя коляску сребенком вжелтеньком дождевичке. Смотря наэту даму, явдруг выяснила вней себя. Вот она я! подумалось мне. Иуменя есть коляска, имобильный телефон, ибудильник, иквартира недалеко… Сейчас яеду погороду наавтобусе, накотором повсевременно езжу туда-сюда. Такая моя жизнь, нояоней никогда незадумываюсь.

Яневпадала вдепрессию инепереживала кризис среднего возраста, ноявно мачалась недугом, характерным многим взрослым людям: повторяющимися вспышками недовольства инеуверенности. «Неуж-то этоя?» недоумевалая, перебирая утреннюю почту.

Нохотя периодически ячувствовала неудовлетворенность оттого, что мне чего-то нехватает, яникогда незабывала, какая янасамом деле удачливая. Иногда, проснувшись посреди ночи, яходила изкомнаты вкомнату исмотрела, как дремлет мой супруг, запутавшись вскомканных простынях, идочки вокружении игрушечных зверюшек. Уменя было все, чего ямоглабы желать, ноянеумела этому ликовать. Погрязнув вмелких огорчениях, утомившись отборьбы ссобой, янеумела ценитьто, чем обладала. Мне нехотелось вечно принимать такое положение как само собой разумеющееся. Годами меня преследовали слова писательницы Габриэль Сидони Колет: «Какой прелестной жизнью яжила! Хорошобы это поскорее понять… Мне нехотелосьбы когда-нибудь позже, насклоне лет либо после какой-либо ужасной катастрофы, обернуться вспять иподумать: «Как счастлива ябыла тогда… Еслиб ятолько это понимала!»

Мне было нужно все это обмозговать.

Как научиться получать наслаждение откаждого прожитого денька? Как стать наилучшей супругой, мамой, писателем, другом? Как освободиться отгнета рутины иустремиться кболее возвышенным целям?

Яедва незабыла выйти около аптеки, чтоб приобрести зубную пасту. Казалось, скооперировать мои высочайшие размышления смелкими задачками ежедневной жизни просто нереально.

Автобус чуть двигался, аянепоспевала засвоими идеями. «Нужно впритирку этим заняться, подумалая. Как появится свободное время, яорганизую свой проект счастливой жизни». Вот только свободного времени уменя совершенно небыло… Когда жизнь течет своим чередом, всегда упускаешь извидуто, что вправду принципиально.

Если янамереваюсь затеять таковой проект, нужно отыскать время. На уровне мыслей япредставила, как целый месяц живу наживописном полуострове, каждый денек гуляю поберегу, собирая ракушки, читаю Аристотеля иведу записи визящном дневнике. «Как досадно бы это не звучало, призналась ясебе, этому небывать. Нужно отыскать возможность заняться этим тут итеперь. Ядолжна научиться заного смотреть напривычные вещи».

Пока эти мысли проносились вмоей голове, ясделала два вывода: янетак счастлива, как моглабы быть, ивмоей жизни ничего неизменится, если ясама неизменюее.

Конкретно вэтот момент яприняла решение предназначить год тому, чтоб стать счастливее. Это было вовторник днем, акполудню среды намоем столе уже громоздилась стопка библиотечных книжек. Имедва нашлось место: мой небольшой кабинет был весь завален материалами кбиографии Кеннеди, над которой ятогда работала, вперемешку сзаписками отшкольной учительницы мой дочери Элизы.

Янемогла просто взять ипогрузиться всвой проект. Нужно было почти все изучить, до того как начнется выделенный мною наэто год. После недели напряженного чтения иразмышлений над грядущим тестом япозвонила собственной младшей сестре Элизабет. Выслушав мои рассуждения осчастье, сестра произнесла: «Боюсь, тысама непонимаешь, какая тыстранная…». Иторопливо добавила: «Вхорошем смысле, естественно».

Все люди странноватые. Вот почему таковой проект для каждого изнас былбы другим, непохожим напрочие. Каждый изнас неподражаем.

Может быть. Нотки, кажется, даже недогадываешься, как забавно это оттебя слышать.

Что здесь забавного?

То, как тыпытаешься скрупулезно, системно подойти квопросу счастья…

Янесовсем еепоняла.

Тыимеешь ввидуто, как япытаюсь воплотить высочайшие цели впрактические деяния?

Вот конкретно. Ядаже непредставляю, что такое практические деяния.

Это некий жаргон бизнес-школ.

Какая разница! Япросто желаю сказать, что твой проект гласит отебе самой больше, чем тыдумаешь.

Естественно, она была права. Верно молвят: люди начинают учить конкретно тому, чему желают научиться. Взяв насебя роль наставника, покрайней мере себе самой, япопыталась отыскать способ борьбы сосвоими своими ошибками инедостатками.

Пришло время востребовать отсебя большего. Размышляя осчастье, япостоянно натыкалась напарадоксы. Яхотела поменять себя, новтоже время принимать себя таковой, какая яесть. Яхотела относиться ксебе более иодновременно наименее серьезно. Мне хотелось эффективнее использовать свое время, ноииметь возможность иногда проводить его беспечно. Хотелось мыслить осебе так, чтоб запамятовать осебе.

Япостоянно была вкрайнем возбуждении, желала избавиться отбеспокойства обудущем, ножелала сохранить энергию иамбиции. Наблюдения Элизабет принудили меня задуматься освоих мотивах. Жаждалали ядуховного роста ижизни, посвященной более возвышенным принципам, либо мой проект был всего только попыткой распространить собственный перфекционистский подход навсе нюансы моей жизни?

Проект «Счастье» соединял всебе ито, идругое. Естественно, яхотела сделать лучше собственный нрав, но, беря во внимание мою натуру, это потребовалобы составления перечня задач, нового словаря ипостоянного ведения заметок.

Согласно данным современных исследовательских работ, уровень счастья человека предопределен на генном уровне приблизительно на50%; около 10% составляет воздействие актуальных событий возраст, пол, национальность, семейное положение, достаток, состояние здоровья, профессия ирелигиозность, остальное следствие того, что человек задумывается иделает. Другими словами, учеловека существует прирожденная расположенность быть счастливым визвестных границах, новследствие собственного поведения онможет или достать довысшего изних, или скатиться донизшего. Это открытие соответствовало имоим личным наблюдениям. Кажется полностью естественным, что некие люди более других склонны кмеланхолии, новтоже время собственное решение человека отом, как ему жить, также оказывает влияние наего счастье.

Впору учебы наюридическом факультете мыцелый семестр предназначили дискуссии понятия «контракт», икогда яуглубилась висследование счастья, такая подготовка пошла мне напользу. Впору ученичества очень полезно четкое определение понятий, но, аква изработ попозитивной психологии янашла пятнадцать разных научных дефиниций счастья. Когда дело дошло домоего проекта, казалось, что совсем ненужно растрачивать силы навыяснение различий меж «положительным переживанием», «личным благополучием», «гедонистическим настроением» имножеством иных определений. Мне нехотелось углубляться ввопросы, которые меня неособенно заинтересовывали.

Заместо этого ярешила последовать традиции, заложенной верховным арбитром Поттером Стюартом, который, определяя, что такое пошлость, произнес: «Когда яснею сталкиваюсь, яееузнаю», либо Луи Армстронгом, который заявил: «Если вам приходится спрашивать, что такое джаз, товам этого непонять», либо А.Э. Хаусманом, который писал, что может дать определение поэзии нелучше, чем терьер крысе, но»распознает этот предмет потем симптомам, которые тот вызывает».

Аристотель определял счастье как summum bonum, высшее благо. Хотя люди стремятся киным благам хотят обрести достояние ивласть либо похудеть надесять фунтов они делают это вуверенности, что это принесет имсчастье. Таким макаром, ихнастоящая цель счастье. Паскаль утверждал: «Все люди без исключения жаждут счастья. Какимибы различными средствами они для этого нипользовались, цель увсех одна». Поданным 1-го исследования, когда людей вразных концах света спрашивали, чего они больше всего желалибы себе идля собственных малышей, они называли счастье. Дажете, кто неможет придти ксогласию насчет того, что означает быть счастливым, готовы согласиться, что большая часть людей способны стать счастливее, согласно ихсобственному определению. Язнаю, когда чувствую себя счастливой, иэтого полностью довольно для моих целей.

Насчет определения счастья япришла икеще одному принципиальному выводу: противоположность счастья несчастье, анедепрессия.

Депрессия тяжелое состояние, требующее особенного внимания, нооно составляет отдельную категорию вразмышлениях осчастье инесчастье. Выяснение обстоятельств депрессии исредств борьбы снею далековато выходит зарамки моего проекта. Сама янеощущала депрессии инесобиралась еюзаниматься. То, что меланхолия мне несвойственна, неозначало, что попытка стать счастливее непойдет мне напользу.

Разобравшись, что повысить уровень счастья может быть, ипоняв, что означает быть счастливой, оставалось узнать, как конкретно сделать себя счастливее.

Моглали яоткрыть новый поразительный секрет счастья? Возможно, нет. Люди размышляли онем тыщи лет, ивеликие правды осчастье издавна сформулированы самыми блестящими разумами. Все принципиальное уже было сказано ранее. (Иэто утверждение тоже. Еще Альфред Норт Уайтхед писал: «Все принципиальное уже было когда-то сказано».) Законы счастья также непререкаемы, как законы химии.

Нодаже если эти законы открыты немною, необходимо было применить ихксебе самой. Это как спохуданием. Всем известны его секреты питаться верно, есть гораздо меньше, двигаться побольше, носамое тяжелое воплотить это напрактике. Мне было надо сделать схему воплощения правильных мыслях вжизнь.

Отец-основатель Бенджамин Франклин один изглавных авторитетов втеории самореализации. Всвоей «Автобиографии» онрассказывает, как сделал таблицу добродетелей вкачестве «смелого инелегкого проекта нравственного совершенствования». Онопределил тринадцать добродетелей, которые вожделел всебе культивировать, воздержанность, молчаливость, любовь кпорядку, решительность, бережливость, трудолюбие, искренность, справедливость, умеренность, чистоплотность, спокойствие, целомудрие, кротость, исоставил таблицу, размеченную подням недели. Каждый денек ему надлежало оценить, как удалось воплотить напрактике эти тринадцать добродетелей.

Современные исследования побуждают непреувеличивать мудрость такового подхода. Люди более удачно решают задачки, которые разбиты наконкретные иизмеримые деяния снеобходимостью структурированной отчетности ипри положительном подкреплении. Согласно современной теории деятельности мозга, многие суждения, мотивы ичувства формируются безотчетно, иважным фактором безотчетной активности является «доступность» инфы легкость, скакой она приходит наум. Информация, ккоторой обратился не так давно либо ккоторой нередко обращался ранее, легче воспроизводится иактивизируется. Концепция «доступности» дала подсказку мне, что, повсевременно напоминая для себя обопределенных идеях изадачах, ябуду поддерживать ихактивность всвоем сознании.

Итак, воодушевленная современной наукой иметодом Бенджамина Франклина, яразработала свою версию оценочной таблицы собственного рода календарь, вкотором ямогла записывать мои обязательства раз в день выставлять для себя оценки √ (отлично) илиX (плохо) заихвыполнение.

После составления незапятанной таблицы потребовалось много времени, чтоб найти, какими обязанностями заполнить свободные клеточки. Тринадцать добродетелей Франклина невполне соответствовали тем переменам, которых яжелала достигнуть. Нетак ужябыла озабочена, к примеру, чистоплотностью (хотя чистить зубы, наверняка, моглабы итщательнее). Что мне следовало делать, чтоб стать счастливее?

Сначала, было надо найти теобласти, над которыми следует работать. Позже наступала пора приносящих счастье действий, определенных иизмеримых. К примеру, все отСенеки доМартина Селигмана, убеждены, что дружба залог счастья, имне, естественно, нужно былобы укрепить мои дружественные дела. Главное, осознать, как достигнуть предпочтительных перемен. Мне хотелось быть особой, потому следовало знать, чего конкретно яотсебя жду.

Размышляя над вероятными действиями, яснова поражалась тому, как мой Проект «Счастье» будет отличаться отпринадлежащего хоть какому другому человеку. Ценности Франклина включали «умеренность» («необъедаться, ненапиваться») и»молчаливость» (гораздо меньше «праздной трепотни ипустословия»). Кто-то могбы дать для себя зарок начать заниматься спортом, кинуть курить, сделать свою сексапильную жизнь, научиться плавать, пойти вволонтеры, номеня неинтересовали все эти определенные задачки. Волонтерской деятельностью яуже занималась. Уменя были свои особенные ценности, включая такие, которыми многие люди пренебреглибы, иисключаяте, которые многие включилибы всвой перечень.

К примеру, подруга спросила меня:

Несобираешьсяли тыпройти курс психотерапии?

Нет, удивиласья. Апочему тырешила, что мне это необходимо?

Это полностью нужно, если тынамерена разобраться впричинах собственного поведения. Неуж-то тынехочешь осознать, почему тытакая, какая есть, ипочему стремишься поменять свою жизнь?

Ядолго размышляла над этими вопросамии, в конце концов, решила: нет, нехочу. Означалоли это, что яподхожу кделу поверхностно? Яготова признать, что психотерапия может быть полезна, ноответы напоставленные подругой вопросы меня неочень заинтересовывали. То, чем мне хотелось заняться, было для меня полностью разумеется, иябольше хлопотала отом, чтоб начать лучше себя вести, чем научиться лучше себя осознавать.

Двенадцать месяцев года составили двенадцать ячеек таблицы для наполнения. Входе исследовательских работ яувидела, что важный элемент счастья социальные связи, потому записала «Супружество», «Родительство», «Дружба». Не считая того, японяла, что мое счастье вомногом зависит отмоих перспектив, идобавила ксписку «Вечность» и»Рвения». Труд был важен для моего счастья, ноидосуг тоже, потому явключила пункты «Работа», «Игра» и»Увлечения». Что еще мне хотелосьбы окутать? «Энергия» казалась мне принципиальной составляющей фуррора всего проекта. Мне хотелось упомянуть и»Средства». Чтоб разобраться вомногих открытиях, которые ясделала входе собственных исследовательских работ, иядобавила «Внимание». Декабрь станет тем месяцем, когда япостараюсь более много выполнить все свои обязательства. Итак, вышло двенадцать категорий.

Носчего начать? Что было важнейшим элементом счастья? Яеще невыяснила этого, норешила напервое место поставить «Энергию». Высочайший уровень энергии позволит легче управляться состальными задачками.

К1января, когда япланировала запустить проект, язаполнила таблицу дюжинами обязанностей, которые постараюсь выполнить внаступающем году. Втечение первого месяца яприступлю только кянварским задачкам; вфеврале добавлю кянварскому набору еще несколько задач, акдекабрю оценю выполнение задач всего года.

Помере того как яопределялась смоими задачками, стали вырисовываться некие общие принципы. Выделение этих принципов оказалось сложнее, чем яожидала, нопосле длительных уточнений япришла кследующим 12-ти Заповедям.

Двенадцать Заповедей

  1. Будь собой, Гретхен.
  2. Живи, как живется.
  3. Веди себя так, как хочешь себя ощущать.
  4. Действуй прямо на данный момент.
  5. Будь обходительной ичестной.
  6. Получай наслаждение отпроцесса.
  7. Выкладывайся.
  8. Уясняй делему.
  9. Бодрись!
  10. Делайто, что должно быть изготовлено.
  11. Никаких расчетов.
  12. Любовь только одна.

Эти Двенадцать Заповедей, как япредвидела, должны были посодействовать мне ввыполнении моих обязанностей.

Ясоставила очередной неменее «суровый» перечень Секреты Зрелости. Это были уроки, которые ясогромным трудом извлекала помере взросления. Незнаю, почему уменя ушли годы нато, чтоб принять идею отом, что самые доступные лекарства излечивают мигрень, но, так случилось.

Продолжение следует…

Рубин Г.,

Глава из книжки: «Проект Счастье: Мечты. План. Новенькая жизнь»

Статья предоставлена издательством ЭКСМО

 Posted by at 23:24

 Leave a Reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

(required)

(required)