Авг 242013
 

Каждый четырехлетний ребенок грезит научиться читать. Книжки, журнальчики, реклама, надписи наулицах ивтелевизоре, наобертках конфет инаупаковках сигрушками письменная речь окружает малыша всюду, она такие желаннаяи, как досадно бы это не звучало, такая непонятная! Малыш сэнтузиазмом откликается напредложение взрослого поучиться чтению, но!.. Нотут его поджидает «засада».

Оказывается, до того как хоть чего-нибудть прочесть, необходимо долгое-долгое время учить буковкы, учить сложные правила ихсоединения, обучаться много дней, недель, месяцев, ачитать так инеполучается! Отлично еще, если учитель попался радостный, может поиграть вразные игры иумеет поведать забавную историю «изжизни букв». Чтение отэтого лучше нестановится, нозанятие хотябы перестает быть дозевоты кислым. Вот если можно былобы раз, иуже научился! Раз, иуже прочел! Раз, идаже сам сообразил прочитанное слово! Мечта малыша!

Конкретно эту мечту малыша воплощает наш «Ребус-метод». Занесколько минут научиться читать, еще даже незная букв, фактически совершенно без учебы. Ну, пусть еще читать нецелые рассказы, идаже непредложения, ахотябы просто отдельные слова. Ну, пусть еще даже неспомощью букв, которые так трудны для малыша, апока только спомощью слоговых пиктограмм, как читали древнейшие шумеры. Дочтения рассказов ребенку предстоит пройти весь длинный учебный путь буковкы, потом склады, потом слова, потом словосочетания ипредложения, всето, что предлагают другие учебники. Носнашей книгой малыш уже спервого занятия будет обучаться вчтении самому увлекательному иглавному: осознавать смысл прочитанного.

Всего два правила

«Ребус-метод» это, сначала, игра, при этом игра устная. Для того, чтоб осознать звуковой принцип нашей игры, нужно все обозначенные нами задания делать непременно вслух, звучно иритмично. Наш ребенок еще незнает букв, еще неумеет читать, ипотому способен ориентироваться только навслух произнесенные слова извуки.

Наша игра имеет всего два правила. 1-ое правило как изцелого слова выделить наслух его 1-ый звуковой склад (вслове МАСКА непервую буковкуМ инепервый слог МАС, аименно 1-ый склад МА). Для четырехлетнего малыша это несоставляет заморочек, иуже через две-три минутки малыш завладевает нашим первым правилом. 2-ое правило как изнескольких целых слов, звучно иритмично произнесенных вслух одно задругим, выделить ихпервые склады ипонять новое получившееся слово.

Уже спервых минут первогоже занятия малышей увлекают изумительные перевоплощения одних слов вдругие. Задачка учителя вэти минутки показать правила игры иудержать себя отненужных разъяснений. Ненужно разъяснять ребенку, что такое звук, слог либо звуковой склад. Ненужно говорить, какими исколькими знаками склад записывается. Ненужно даже демонстрировать рисунки либо предметы. Необходимо всего только понятно иритмично, как будто стишки, произнести:

маска МА
пальма ПА
мышка МЫ
шишка ШИ
кошка КО
ложка …

Тут рекомендуется сделать небольшую вопросительную паузу. Пусть ребенок усвоит, что его приглашают поучаствовать вэтой игре. Нождать ответа ненадо, продолжайте далее:

… ЛО
мячик МЯ
чайник ЧА
ветка ВЕ
сетка …
ручка РУ
Жучка …

Детям очень нравится вэтой устной игре играть сименами:

Коля КО
Оля О
Маша МА
Даша ДА
Петя ПЕ
Федя ФЕ
Ирина И
Кира КИит.п.

Имена, очевидно, должны быть знакомы ребенку. Хоть какой взрослый без затруднений подберет два-три 10-ка подходящих слов. Единственное, что нужно учесть: каждое слово должно непременно начинаться сударения, ибо безударные огласовки меняют свое звучание (кАтёнок, мИшок).

Ребус-метод позволяет проводить занятия суже читающими исеще нечитающими детками сразу аква группе. Особенности способа возможность устной игры, стопроцентно имитирующей все механизмы чтения. Принцип чтения понимается детками засчитанные минутки. Необыкновенно интересно для малышей, очень комфортно для учителя, полностью понятно родителям.

Как ребенок сообразил правило маска МАистал вторить учителю, можно перебегать кследующему шагу. Опятьже нетребуется излишних разъяснений, необходимо только понятно иритмично произнести:

маска-маска МА-МА
пальма-пальма ПА-ПА
туфли-чайник ТУ-ЧА
курица-чайник КУ-…
маска-шарик МА-…
кактус-шарик …

Два слова это совершенно просто. Труднее удержать вовнимании три слова:

маска-шишка-наволочка МА-…-…
маска-листик-наволочка МА-…-…
бусы-маска-галстук БУ-…-…
галстук-зебра-тапки …

Обычно, малыши 4-5 лет довольно просто спервого занятия решают наслух задания изтрех слов. Авот задания изчетырех слов вызывают затруднения даже ушестилеток:

бусы-рак-тигр-ножницы …
письма-рак-мишка-дама …
облако-девочка-ящик-ложка …
курица-курица-ручка-заяц …

Малыши запамятывают начальные слова, теряют последовательность звуков, пробуют «угадать» конечное слово ичасто ошибаются. Сказывается недочет концентрации внимания, неумение сосредоточиться. Содной стороны, ради развития этих принципиальных свойств стоилобы продолжать таковой устный тренинг. Номожно иоблегчить задание, дав в конце концов ребенку зрительную опору ввиде предметов либо ихнарисованных изображений.

При возникновении видимых объектов начинается процесс реального чтения. Нужно вовремя инеоднократно указать детям направление чтения. Без подсказки взрослого малыши пробуют именовать элементы справа влево. Исбиваются кэтому судивительным всепостоянством.

Конкретно ктаким простым действиям сводится роль учителя внашей методике. Никаких сложных разъяснений, никаких длительных предварительных шагов, никаких многосерийных ролевых сюжетов, используемых сейчас преподавателями сединственной целью развлечь тоскующего назанятии малыша, сделать занятие смешным. В»Ребус-методе» малыши довольно увлечены самим процессом чтения, ипроцесс этот детям нравится.

Решением экспертного совета Комитета пообразованию С.-Петербурга от25декабря 2009 года
«Ребус-метод обучение чтению спомощью слоговых пиктограмм»
допущен кприменению вначальной школе как дополнительная обучающая методика.

Конечноже, невсе малыши идиентично успешны вобучении. Если учитель ведет занятие сцелой группой малышей, тонаиболее сообразительные иактивные ученики становятся «прототипом» для отстающего малыша: делай, как они, догониих, опередиих, соревнуйся сними. Еслиже взрослый занимается только содним ребенком, итот вдруг непонял правила игры чтож, всегда можно тормознуть иотложить доследующего раза.

Очень может быть, ребенок еще очень мал для схожих упражнений, еще непонимает, что такое начало слова ичего вообщем желает отнего достигнуть этот взрослый. Мыкатегорически несоветуем заниматься схожими играми сдетьми, чьи речевые способности ипонятия еще неустоялись. Так, к примеру, 3-х летние малыши способны серьезно перенести правила укорачивания слов вбытовое общение испровоцировать этим искусственную задержку речевого развития. Еслиже ребенку для овладения «Ребус-методом» еще нехватает памяти, внимания, абстрактного мышления, и, если желаете, чувства юмора это может наблюдаться ивчетыре, ивпять, идаже вшесть лет, тосэтим ребенком просто рано заниматься чтением, слогово-пиктографическим либо тем паче фонемно-буквенным. «Ребус-метод» является однов-ременно ихорошим тренирующим, иточным тестирующим упражнением.

Устные ребус-примеры

Устные ребусы великолепно развивают чувство ритма уребенка, его внимание иконцентрацию.

Взрослых это тоже веселит решение таких ребусов наслух. Для устной игры мыприводим ниже примеры ребусов.

Самые обыкновенные ребусы издвух слов

маска-маска МА-МА
пальма-пальма ПА-ПА
туфли-чайник ТУ-…
курица-чайник …
кактус-шарик —
санки-шарик —
ящик-маска —
дятел-дятел
лук-наволочка
ручка-кактус
листик-санки
письма-лампа
шишка-наволочка
юбка-лампа
кисточка-ножницы
вишни-ножницы
робот-заяц
ванна-заяц

1-ая сложность для малыша множественное число

девочка-тигр
ножницы-гиря
голубь-рыба
ручка-кисточка
гусь-бык
ящик-мышка
ножницы-рыба
люстра-диск
кошка-нитки
девочка-тигр
ножницы-гиря
голубь-рыба
ручка-кисточка
гусь-бык
ящик-мышка
ножницы-рыба
люстра-диск
кошка-нитки

Обыкновенные ребусы изтрех слов

маска-шишка-наволочка
маска- листик-наволочка
аист-курица-лампа
бусы-маска-галстук
галстук-зебра-тапки
рак-кепка-тапки
гиря-тапки-рак
пальма-на волочка-маска
кактус-репка-тапки
рак-д уш-галстук
заяц-нож ницы-заяц
заяц-рак-заяц
рак-бочка-тапки
тигр-шишка-наволочка
аист-курица-лыжи
галстук-зебра-тыква
гиря-тапки-рыба
рак-кепка-тыква
письма-рак-тыква
лампа-домик-нитки
галстук -ложка-шишка
пальма -кепка-тыква
письма -жаба-маска
лук-жаба
утка-тюбик-гиря
рыба-банка-кит
пальма-утка-кит
кактус-череп-листик
череп-тыква-репка
утка-зонтик-рыба
пальма-ручка-санки
утка-робот-кит
маска-лыжи-шишка
курица-лампа-кит
робот-листик-кит

Ребусы изчетырех слов

аист-наволочка-наволочка-сыр
пальма-утка-тигр-наволочка
бусы-рак-тигр-ножницы
гусь-сердце-нитки-царь
курица-курица-ручка-заяц
банка-тапки-репка-ящик
письма-аист-нитки-ножницы
облако-девочка-ящик-ложка
санки-море-ваза-рыба

Ребусы сбезударнымио, е, я

Трудности впонимании прочитанного появляются уребенка, когда возникают безударные гласные О, Е, Я. Ребенок просто неузнаёт прочитанного слова, ибо вжизни оно звучит по другому.

солнце-банка-кактус
солнце-банка-кисточка
дом-робот-галстук
дом-робот-гиря
ножницы-галстук
облако-зебра-робот
кошка-маска-рыба
голубь-рак
наволочка-чайник-ложка
мышка-ложка
ложка-пальма-тапки
ложка-пальма-тыква
облако-санки
кошка-заяц
письма-робот-гиря
робот-галстук
кошка-робот-наволочка
кошка-робот-ваза
кошка-санки
солнце-робот-кактус
солнце-робот-кит
голубь-ложка-санки
голубь-ложка-ваза
бочка-робот-дама
повар-ложка-санки
молния-ложка-кошка
повар-голубь-дама
волк-робот-тапки
зонтик-ложка-торт
голубь-робот-дама
волк-ложка-сыр
бочка-ложка-торт
волк-робот-наволочка
тетерев-ложка
тетерев-лейка-галстук
лейка-белка-диск
мячик-солнце
перец-робот
пушка-галстук-ложка
дерево-вишни-царь
солнце-ваза
ель-дама
кошка-лейка-солнце
кошка-лейка-ножницы
репка-кактус

Ребусы сотдельными согласными знаками

Согласные буковкы вэтих устных ребусах произносятся некак наименования букв (Бэ, эМ, Каит.п.), акак реальные недлинные звуки. Более просто малыши понимают смысл вдлинных ребусах.

Аист-наволочка-наволочка-С
санки-молния-ванна-Р
молния-ложка-тортик-К
пальма-робот-волк-З
шорты-кошка-ламмпа-Д
облако-гусь-репка-Ц
повар-мишка-домик-Р
повар-пушка-галстук-Й
волк-робот-белка-Й
муха-рак-веник-Й
листик-молния-Н
банка-наволочка-Н
банка-рак-Н
банка-рак-банка-Н
Г-ручка-шарик
Г-лампа-заяц
К-нитки-галстук
К-рыба-шарик
люстра-К
солнце-К
солнце-Н
ножницы-С
заяц-Л
повар-Л
молния-ЛЬ
солнце-ЛЬ
ручка-ЛЬ
девочка-НЬ
месяц-Д-веник-ДЬ
З-веник-З-дама

Впринципе, хоть какой родитель может придумать свои ребусы. Только одно необходимо незабывать: каждое слово-картинка должно начинаться сударения: кОшка, нонекотЁнок. Так как вслове «котёнок» 1-оеО звучит какА, илюбой малыш произнесетКА заместо КО.

Ударение

Основная задачка чтения осознать смысл прочитанных слов. Попробуем нанескольких примерах объяснить нашему взрослому читателю, что конкретно, не считая букв, мешает ребенку осознавать смысл.

Возьмем обычное слово МАШИНА.

Смысл данного слова вправду прост для осознания: некоторый агрегат, механизм, может быть наколесах.

Новот мыпишем это слово два раза ипросим прочесть вслух:

МАШИНА МАШИНА

После недлинной задержки взрослые приходят квыводу, что идет речь неодвух агрегатах, алишь ободном, который принадлежит некий Маше. Для малышей такое умозаключение без определенного навыка практически нереально. Ребенок затрудняется сделать огромное количество разных вариантов ударения, онеще неумеет свободно импровизировать вритмике речи. Два простых слова оказываются ребенком при прочтении непонятыми.

Иужсовершенно исключено, чтоб малыш сообразил ритмическую исмысловую разницу 2-ух последующих предложений, невзирая накажущуюся простоту ихпрочтения:

ЭТА МАШИНА МАШИНА
ЭТО МАШИНА МАШИНА

Изменение при письме только одной буковкы в корне меняет ритмику прочитанной вслух фразы. Ктомуже слова ЭТО иЭТА вустной речи произносятся совершенно идиентично.

Другой пример, два слова:

ПУГАЛО, ВОРОН

Понятно, что идет речь окаком-то одном пугале иободной темной птице. Новпредложении

ПУГАЛО ПУГАЛО ВОРОН

говорится неодвух пугалах иодной птице, авсе отомже единственном пугале, которое отпугивало целую стаю.

Приведенные примеры разъясняют, почему унекоторых малышей неполучается осознавать прочитанное, даже если они знают все буковкы иуже просто складывают ихвзвуки. Перелистайте всякую детскую книгу, ивыобнаружите, что без стойкого навыка чтения осознать еетекст ребенку очень трудно, даже нереально. Самую большую трудность для осознания представляют собой недлинные слова сизмененными безударными огласовками, к примеру ЭТО, ОНА, ОНО, КОЗА, Пища, ПЕРО ит.п. Малыши просто неузнают ихпри чтении, так как вустной речи принято произносить соответственно: ЭТА, АНА, АНО, КАЗА, ИДА, ПИРО. Длинноватые слова, такие как ОДЕЯЛО, ПИАНИНО, Царица узнаются детками еще легче, хоть итребуют большей концентрации внимания.

Бочка-роза-дама, задаем мыустное задание ребенку.

БО-РО-ДА, решает онего наслух инеможет осознать получившееся слово, так как вжизни оно звучит как БА-РА-ДА.

Голубь-роза-дама, продолжаем мызадание.

ГО-РО-ДА, расшифровывает ребенок, инеможет осознать слово вомножественном числе.

Повар-роза-дама.

ПО-РО-ДА, иопять неузнает, нонепотому, что незнает про различные породы кошек исобак, апотому что недогадался переставить вслове ударение.

Конкретно эту задачку тренинг концентрации внимания ипостановки ударения решает «Ребус-метод» еще дотого, как ребенок ознакомится сбуквами.

 Posted by at 23:24

 Leave a Reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

(required)

(required)