Авг 242013
 

В детской…

Приближается магическая рождественская пора. Ожидание расчудесной елки, выполнения желаний, чувство особенного, неподражаемого праздничка… В нашей Детской — мастер рождественских чудес Александр Греф, художественный управляющий кочевого кукольного театра «Вертеп».

Подарите ребенку на Рождество то, что идеальнее всего на свете — театр! И не обычный театр, а самый прекрасный, самый загадочный и самый старый — кукольный вертеп!

Представьте для себя, что мы заглядываем в окошко малеханького домика: в глубине сцены люлька, склонившиеся Пресвятая Богородица и Святой Иосиф, ослик и вол греют малыша дыханием… Плавненько, как будто расчудесным образом, на авансцену выплывает ангел и возглашает Отрадную Известие!.. Пастухи и волхвы кланяются малышу… Огонек свечки, колеблемый замирающим дыханием зрителей; в неровной тени простые куколки оживают — и свершается волшебство! Никто уже не произнесет, что это притча. Так было, конкретно так все и было!

Расчудесное это действо живет в Рф более двухсотен лет. Игрались его на Святки от Рождества до Крещения по всему христианскому миру. Вертеп игрались себе и соседей, переходя из дома в дом, повторяя игру с песнями и колядками.

Вертепные ящики в старину делали очень большенными: в два, даже три этажа, со сложными украшениями — и хранили потом как реликвии долгие и длительные годы. В их куколками управляли снизу, через особые щели в деньке ящика. Позже появились 1-этажные вертепы, изготовленные поординарнее, из подручных материалов — может быть, они не были созданы для долгого хранения и каждый год изготавливались поновой. В их кукловод управлял куколками сверху, при помощи прутка.


Традиционный двуэтажный вертеп
1 — Святое семейство.
2 — Лючки для вывода кукол на сцену.
3 — Место для осветительных приборов.
4 — Щели для ведения кукол.
5 — Кулисы.
6 — Мелкие отверстия в заднике для глаз кукловода.
7 — Полое место под сценой для руки, держащей куколку.
8 — Ирод на троне.
9 — Погибель и Черт.
10 — Вифлеемская звезда.

Текст вертепного действа передавался из уст в уста с добавлениями и сокращениями, и за века в нем сплавились и языки, и обычаи. Но как дороги трепет и пиетет, с которыми наши праотцы относились к Рождественской истории! Никому не пришло в голову вложить текст в уста Пресвятой Богородицы либо малыша Христа. Сцена Рождества — картина, икона, символ. Она освящает все действо. Мы знаем нарисованные сцены со Святым семейством, знаем выполненные в куколках — люди делали их кто как умел, по силе собственной любви. Если вы собрались сделать двуэтажный вертеп, то Святое семейство должно быть помещено наверху, в одноэтажном вертепе — справа от сцены (слева для зрителей). Символика вертепного действа ординарна и строга: вверху (справа) — рай, понизу (слева) — ад. Никогда живущие в раю — Святое семейство, ангелы, пастухи, волхвы — не перебегают вниз; никогда обитатели ада — черт, погибель, правитель Ирод, его войско — не подымутся наверх.

Замечательно готовить вертепное действо всем совместно, всей семьей и показать в Рождество самым небольшим. Вертеп можно — и необходимо! — играть каждое Рождество, и поэтому действо год от года можно усложнять.

Описание сцен вертепного действа

  1. Изображение Святого семейства, пастухов, яслей, животных, заглядывающих в окна, — в общем, изображение Рождественского вертепа. На фоне вертепа разворачивается 1-ая сцена явления Ангела, возвещающего Благую Известие. Она повторяется в конце действа при зажигании Вифлеемской звезды.
  2. Внутренние покои дворца Ирода. Могут быть просто нарисованы на заднике. Королевский дворец обозначается троном, у которого стоит либо на котором посиживает правитель Ирод. Правитель Ирод призывает к для себя воинов и приказывает идти в Вифлеем — уничтожить всех мальчишек, «сущих первенцев». «Прогуливались мы в Вифлеем, — отвечают вояки, — избивали малышей, но одна только Рахиль не дает свое чадо уничтожить».

Заходит Рахиль с малышом на руках и просит у царя милости. Ужасный правитель велит «избить» и этого, как ему кажется, последнего малыша. Ибо не может знать правитель земной, что те, кого он отыскивает, ушли нищими под покровом ночи в Египет. Вояка наклоняется и пронзает копьем малыша на руках Рахили. О, кошмар! Кошмар! Кошмар!.. Рыдает Рахиль. Выходит ангел и утешает ее: «Не плачь, Рахиль, твое чадо на небе, у Царя Небесного в руках!».

Все уходят.

Ирода обхватывает ожесточенный ужас, и он пробует оправдать свое злодеяние необходимостью. Но не тут-то было! К нему является Погибель с косою. «Пора для тебя, Ирод, сойти в ад!» — восклицает она и отсекает дрожащему царю голову. Со ужасным шумом выскакивает Черт и утаскивает Ирода в ад! Кошмар, тишь и пустота…

Но что это? Мы слышим тихое пение. Это ангел небесный славит спасенного Христа! Вновь выходят пастухи с овечками поклониться Святому семейству. Злу воздано, удовлетворенность ворачивается в мир! Меркнут свечки на сцене, и тихо-тихо зажигается Вифлеемская звезда. Путеводная звезда надежды и веры!..

Все вертепное действо продолжается от 10 до 20 минут, зависимо от текста и музыкального сопровождения.

Приспособленный текст вертепной драмы (по записи Н. Виноградова)

Явление 1

Из правой двери выходит Ангел и идет к пещере с пением.

Ангел. Дево днесь пресущественного рождает,
И земля вертеп к непреступному приносит,
Ангелы же с пастырями славословят,
Волствии же со звездою путешествуют,
Нам бо ради родися,
Отроча млада, предвечный Бог.

Ангел поклоняется и уходит.

Явление 2

Выход 3-х царей.

Царствуй. Шедше трие царствуй
Ко Христу со дары,
Ирод им предвластен,
Куда идут, спросити.
Идем к Рожденному,
Идем поклониться.
Идем поклониться,
Пред Царем явиться,
Аще поклонюся,
Пред Царем смирюся,
Где Христос родися,
Там звезда явися;
Звезда грянет дивно
С востока до пополудни.

Глас из-за сцены. Ангел им являет, На путь наставляет.

Явление 3

Выходит к ним Ангел.

Ангел. Идите другим методом,
К Ироду не ходите:
Ирод смущает,
Волхвов созывает,
Малышей избивает.

Царствуй. Шедше трие царствуй
Во свои во страны,
Христа славословят,
Чая в небе быти,
На веки хвалити.

Царствуй и Ангел уходят.

Явление 4

Выходит правитель Ирод, садится на королевский трон.

Ирод. Аз есмь правитель,
Кто может мя снидь?
Пошлю своя вояки
В страны вифлеемския
Избить малышей,
Сущих первенцев.

(Встает на троне с звучным говором.)

Вояки мои, вояки,
Вояки вооруженные,
Встаньте предо мной.

Явление 5

Вояки входят и становятся перед королевским троном.

Вояки. Почто, царю, нас призываете,
Что творить повелеваете?

Ирод. Подите в страны вифлеемские,
Избейте всех малышей,
Сущих первенцев.

Вояки. Ваше царское величество,
Прогуливались мы в вифлеемские страны,
Избивали всех малышей,
Сущих первенцев.
Одна госпожа Рахиль
Не дает собственного чада уничтожить,
А желает идти

К вашей милости просить.

Ирод. Кто она такая?
Привести ее сюда!

Вояки. Идем и приведем!

Вояки уходят.

Явление 6

Вояка приводит Рахиль к царю Ироду. Рахиль падает на колени и рыдает.

Рахиль. О, царю,
Величавый сударю!
Помилуйте мое чадо-отрочате,
Чтоб не было чего на том свете отвечати!

Ирод. Вояка, возьми его и убей,
Чтоб не было более душе и телу скорбей.

Рахиль. Правитель, помилуй мое чадо!

Ирод. Вояка, возьми и убей его!

Вояка конфискует малыша у нее из рук и убивает его пикой. Рахиль падает на землю и рыдает.

Рахиль. Ах, как досадно бы это не звучало! Ах, как досадно бы это не звучало!
В горести, печали!
Ах, как досадно бы это не звучало! Ах, как досадно бы это не звучало!
В горести, печали!
Вижу малыша прободенную утробу
И предаюся гробу.

Плач повторяется дважды. Рахиль всегда лежит на полу у трона.

Явление 7

К Рахили является Ангел в белоснежной одежке, с крыльями, поднимает ее.

Ангел. Не плачь, Рахиль, восстань, Рахиль.
Узреешь свое чадо
У Царя Небесного в руцех.
Малюсенькое чадо
В рае будет радо!

Явление 8

В дверь заходит Погибель.

Погибель. Много для тебя, Ирод,
Окаянный, сумасшедший,
На сем свете жить.
Пора для тебя, Ирод,
Во ад снить!

Погибель царю Ироду на троне голову снимает косой, тело падает с трона. Черт подбегает к телу царя Ирода.

Черт. О, окаянный Ироде,
За твоя превеликия злобы
Поберу тя в преисподнюю пучину…

Хватает тело царя Ирода. Ирод проваливается совместно с Чертом в лючок (в преисподнюю).

Явление 9

Пастушок и Ангелы выходят с пением поклониться малышу Христу. Загорается Звезда.

Пастушок. Нова удовлетворенность стала,
Яко в небе хвала,
Над вертепом звезда ясна, светла воссияла.
Пастушки идут с ягнятком,
Пред малым Дитятком
На колени упадали,
Христа прославляли:
«Молим, просим, Христе-Царю,
Небесный Сударю,
Дари лето счастливое
Сему Господарю».

Описание кукол

Куколки, управляемые сверху при помощи прутка, делаются из хоть какого комфортного вам материала: ткани, дерева, бумаги и даже глины.

Размеры кукол диктуются, конечно, размерами сцены, вертепного ящика. Но в любом случае мы советуем делать их менее кисти руки и более длины пальца.

Тщательность проработки деталей куколки — лица, украшений одежки, рук, ног и остального находится в зависимости от вашего желания и вкуса. Но вертепная драма — зрелище символическое и допускает внедрение очень условных кукол — без ног, нередко без рук, если руки не действуют в сцене, без деталей лица, довольно только глаз, волос и бороды, которые могут быть приклеены, нарисованы, пришиты, но в целом только обозначены.

Пруток, на который вы будете укреплять куколку, должен быть для удобства работы довольно длинноватым — по последней мере, в локоть длиною. При вождении куколки удобнее, когда пруток упирается в пол сцены, по другому вам тяжело будет найти высоту, на которой находится куколка; а вверху прутка сделайте ручку, чтоб куколка не крутилась в пальцах. На уровне плеч куколки лучше сделать крестовину, тогда будет легче прикрепить куколку к прутку, и она в самый неподходящий момент не начнет крутиться вокруг него.

Пруток можно сделать из проволоки либо дерева, крестовину — из палочки, хорошо обмотав ее нитью, смазанной клеем.

  1. Правитель Ирод. Наибольшая и наряженная куколка. По традиции, у Ирода съемная голова — она надевается на штырь, а когда ее «срубают», висит на красноватой нити. Ирод должен по способности иметь суровое выражение лица. Ноги и руки Ирода в пьесе не действуют и могут быть спрятаны под одежкой.
  2. Ангел. Его декорируют серебряной и золотой бумагой. В руках он может иметь расцветающую ветвь либо колокольчик. Выходит три раза: в первой и последней сценах, во 2-ой сцене докладывает Рахили о том, что ее дитя взято на небо.
  3. Три Царя, Волхвы. Куколки очень условные, все трое крепятся на одном прутке, драпируются разными тканями. Выходят или единожды — сначала, или два раза — сначала и в конце — на поклон Малышу.
  4. Пастух. Куколка может изображать либо очень юного пастушка, либо глубочайшего старика; пастух со своими овцами приходит на поклон к малышу Христу. Овечки, обычно две — белоснежная и темная, прикрепляются к пастуху.
  5. Рахиль с малышом. Может быть одета в некоторый обобщенный дамский наряд, время от времени с элементами государственного костюмчика. На Украине Рахиль время от времени одевали в государственный украинский костюмчик. Рахиль — мама всех малышей, погибших от рук злодеев. Она держит на руках малыша, которого из ее рук можно вытащить. Рахиль возникает только во 2-ой сцене.
  6. Вояка. Одна либо две куколки. (Правитель Ирод обращается к воякам во множественном числе, но если вояка один — это полностью применимая театральная условность.) Вояки — очень калоритные куколки, тут воображению можно дать волю: они могут быть в латах, как римские легионеры, в кафтанах, как опричники, и прочее, и прочее. Один из воинов должен непременно держать в руках пику, которой он убивает малыша. Вояки выходят два раза в одной и той же сцене — поначалу на клич Ирода, потом, конвоируя Рахиль.
  7. Погибель. Обычно в виде скелета, время от времени одетого в хламиду. Погибель держит в руках косу, которой отсекает Ироду голову. Если коса прикреплена к куколке бездвижно, то это движение — главное в сцене — производится всем телом. Погибель, резко наклонившись, лупит косою Ирода так, чтоб снять голову со штыря. Голова слетает и повисает на красноватой нити. Погибель возникает в действе только один раз.
  8. Черт. Изображение черта нередко встречается на иконах: ликом черен, с огненно-красной пастью. Черт выходит на сцену по кличу Погибели и уносит тело Ирода в ад. «Уносит» условно — довольно придавить кукол друг к другу. Сцена с Чертом может проходить на фоне декорации ада.

Примечание. Тут приводится сокращенный вариант вертепной драмы, и состав кукол сведен к наименьшему.

 Posted by at 23:24

 Leave a Reply

You may use these HTML tags and attributes:

(required)

(required)