Авг 242013
 

Как произнес один умный человек, «принципиально нето, как человек ценит сам себя,
ато, как ценят его окружающие».
Иктоже этот умный человек?
Это я.
ИзCети

Как надо изтермина, самооценка это «оценка себя самого». Тоесть для формирования «своей» оценкито, как вас оценивают окружающие, вродебы недолжно иметь значения.

Новтом-то ипроблема, что очень иочень многие нередко путают эти вещи. Иневольно ожидают оценок социума, в особенности довольно животрепещущего: даже невзирая нато, что эти оценки могут быть возмутительно необъективными.

Самооценка, в особенности беспристрастная иадекватная вопрос вправду непростой. Ивомногом вот почему: самооценки «вобщем» небывает. Как небывает поидее и»общей оценки окружающих». Если гласить оком-то «онхороший человек» либо «онплохой человек» тутже появляется много вопросов: вчем неплохой? Вчем нехороший? Для кого? Покаким аспектам?

Иформируя «свою оценку себя», полезно впервую очередь делить «область всей собственной жизни» намаленькие отдельные области сконкретными аспектами, ивкаждой изних практически сформировывать отдельную самооценку.

Кстати, можно оговориться иотом, отчего втаком случае может сформировываться так именуемый перфекционизм: рвение «всегда быть совершенством вовсех отношениях». Перфекционисты в большинстве случаев подходят ксамооценке «вобщем», иболее того: если они вкакой-то области «наименее успешны» (что бывает сплошь ирядом, ибо на физическом уровне нереально уметь всё), они неговорят осебе «дескать, вэтой области ямало могу, нозато…» они выставляют для себя пожизни общую «двойку». Конкретно зато, что они хотябы чего-то неумеют.

Теже, кто перфекционизмом нестрадает, подходят ксамооценке пометоду Кота Матроскина: да, дескать, явот здесь несилен, «нозато явышивать умею инашвейной машинке тоже могу…»

Иадекватность «оценки самого себя самим собой» невтом, чтоб стремиться уметь все, автом, чтоб беспристрастно оценивать себя вкаждой области. Очевидно, где это можно измерить цифрами либо какими-то еще определенными показателями там это будет объективнее. Ноесть такие области, где схожую «оценку себе» поставить очень трудно.

* * *

Очень нередко приходится слышать вкабинете нечто вроде: «Авот никто меня нелюбит, ипоэтому ясам(а) себя нелюблю…» Можно, естественно, сказать, что утакого клиента самооценка «очень занижена». Нопозвольте, гдеже здесь САМОоценка? Просто человек, безусловно, воспринимает чью-то внешнюю оценку засвою свою исней живет дальше, невзирая нинакакие наружные конфигурации. Даикслову сказать если нет мотива кэтим изменениям, если человек сэтой самой наружной оценкой смирился откуда изменениям взяться? Ведь наружные оценки, обычно, достаточно ригидны, иесли сам себя нестанешь переоценивать правильно никто снаружи этим заниматься, обычно, небудет.

При этом, как понятно, самооценка бывает как заниженной, так изавышенной.

Впервом случае человек в большинстве случаев обыденно свыкается смыслью, что он ничтожество, часто даже превращая это всвоего рода психический купон. Ичасто неподозревает, что САМОоценки здесь опятьже как раз инет. Апоэтому врядли думает: накаком основании онсебя так низковато ценит, если это онценит САМ, аневнешний социум? Инакаком основании социум оценивает его так низковато, икому изэтого социума прибыльно так либо по другому, чтоб онсам, этот человек, чувствовал себя «нескончаемым двоечником»?..

Такая постановка вопроса позволяет посмотреть наокружающую среду инасебя вэтой среде другими очами, ивтом числе найти, ктоже, условно говоря, тем либо другим методом занижает вашу самооценку искакими целями. Время от времени это фактически база решения «трудности самооценки»: вовсяком случае 1-ый шаг ктому, чтоб выработать адекватную оценку самого себя как личности икак части той либо другой среды.

Неменьшие трудности могу появляться исзавышенной самооценкой. Наружный социум (обычно, самый 1-ый семья, предки) внушает ребенку, что он»самый умный, самый прекрасный ивообще самый-самый!…» Акогда ребенок попадает вдругой социум вдетский сад ишколу сплошь ирядом случается так, что «завышенная самооценка» резко сменяется на»заниженную». Так как, ясное дело, оставаться «самым классным» фактически нереально всреде такихже малышей, тем паче если имродители привили теже убеждения. Врезультате расхождение меж оценками дома ившколе приводит малыша квнутреннему чувству неуспеха, что, как понятно, несамым наилучшим образом оказывает влияние наего школьные заслуги, социализацию иобщий уровень притязаний. Исамое сложное детям, ощущающим нечто схожее, совсем неясны истоки ипричины всей этой проблематики, они невсостоянии анее воздействовать, инередко обязаны втаком состоянии фрустрации жить покрайней мере дотого сознательного возраста, когда они сумеют попасть наприем кпсихотерапевту иразобраться сэтой неувязкой.

Так что время от времени, может быть, как раз родителям (время от времени спомощью тогоже психоаналитика) стоит заблаговременно озаботиться профилактикой такового рода последствий, чтоб избежать формирования уребенка неадекватной иразрушаемой наружным социумом самооценки.

* * *

Еще вформировании самооценки есть опасность часть личных критериев (атоивсе) подменить аспектами публичными. «Вот, скажем, стану ядиректором банка, именно тогда ябуду себя ценить». Либо «Вот выйду язамуж, именно тогда ябуду себя ценить». Ито, что эти актуальные вехи тотчас напрашиваются снаружи, аневаши собственные неприметно.

Кстати, занижение своей оценки тем вероятнее, чем меньше уличности вжизни так именуемых животрепещущих соц ролей. Другими словами чем меньше тех разных малеханьких областей, вкаждой изкоторых есть смысл сформировывать отдельные самооценки.

Иеще говоря осамооценке, нельзя несказать несколько слов одовольно всераспространенной «формуле еерасчета»: дескать, самооценка это фуррор, разбитый напритязания, ичтобы повысить самооценку, нужно или наращивать фуррор, или уменьшать притязания…

Еслибы все было так просто!..

Порочным делом, мне эта формула напомнила старенькый смешной рассказ: «Коммунизм, как понятно, есть русская власть плюс электрификация всей страны; как следует, русская власть коммунизм минус электрификация. Либо: электрификация это коммунизм минус русская власть».

Чтоже досамооценки поданной формуле, то много вывидели личностей сявно заниженной самооценкой, которые способны каким-то образом «наращивать собственный фуррор», сиречь заслуги? Почаще они вначале убеждены, что «уних все равно ничего неполучится». Так как они так себя ценят. Итакже люди сзаниженной самооценкой как раз почаще уменьшают свои притязания практически доминимума: носкажу вам посекрету, увеличения самооценки это уних невызывает, быстрее напротив. Алюди сзавышенной самооценкой часто незамечают собственных «неуспехов» икроме того, повсевременно наращивают свои притязания; нонавеличину ихсобственной оценки это не достаточно оказывает влияние.

Так что очень очень сомневаюсь, что самооценка, фуррор ипритязания находятся конкретно втакой прямой зависимости.

Покрайней мере, адекватная самооценка это такая, при которой временные кризисы неприводят кобрушению всей самооценки (аточнее, может, наконец сказать самовосприятия).

* * *

Вообщем понятие «оценка» всегда прерогатива учителя, профессионала, знатного человека, старшего позванию либо возрасту. Аесли гласить спозиции так именуемого трансактного анализа итеории субличностей (Родитель, Ребенок, Взрослый), сделанных известным психоаналитиком Э.Берном, томожно сказать, что самооценка это оценка, даваемая человеку его внутренним Родителем. Ибо только Родительская субличность имеет такую потребность: ставить иформировать оценку чегобы тонибыло.

Но внутренний Родитель невозникает сам посебе инесваливается снеба: онсоздается под воздействием среды, вкоторой вырастает иформируется личность, под воздействием так именуемого животрепещущего социума исобственно воспитателей иродителей.

Другими словами, самооценка витоге этото, как, повашему восприятию, вас оценивалбы весомый вам «эксперт», находящийся снутри вашей личности.

Уподавляющего большинства клиентов, обратившихся комне законсультацией поповоду самооценки, запрос приблизительно один: «Как повысить свою самооценку». Тоесть в большинстве случаев эта «предполагаемая оценка наружного профессионала» поразным причинам бывает заниженной вначале. Предпосылки эти, ксожалению, укаждого свои, ианализировать ихнеобходимо впроцессе персональной работы. Нообщие советы натему «что сэтим делать» хотябы для того, чтоб приготовиться ктакой работе для большей ееэффективности сконструировать можно.

Во-1-х, неважно какая оценка всегда лична. Издесь для адекватного представления освоих способностях самый наилучший метод располагать беспристрастной информацией отом, что выконкретно сможете либо неможете втой либо другой области. Вот поэтому, работая с»увеличением самооценки», япрежде всего предлагаю собственному клиенту возможность получить конкретные познания освойствах испецифике его своей личности, оего собственных реальных способностях ивнутренних резервах, атакже помогаю ему обусловиться стем, вкаких областях ему более перспективно вкладываться в»увеличение самооценки» средством дополнительных познаний иумений.

Во-2-х, решая трудности самооценки, нужно разнести «оценку внутреннего Родителя» иоценку «Родителя наружного»: втом числе, опятьже, кому всоциуме прибыльно делать так, чтоб человек чувствовал себя нескончаемым лузером? Иотом, что осознать это время от времени означает практически решить трудности ссобственной оценкой исоответственно, сееадекватностью. Правда, время от времени достаточно трудно самому поглядеть наокружающий социум исебя внем состороны беспристрастного аналитика: в особенности если соценкой того либо другого наружного Родителя, принимаемой вами завашу свою, внутреннюю, выпрожили огромную часть собственной жизни. Ито, что выназываете «самооценкой», уже довольно агрессивно прописано как минимум ввашей внутренней цензуре. Потому это тоже тема очной работы, инередко тут приходится использовать способы психоаналитической диагностики: из-за того, что нарациональном уровне бывает трудно разобраться впроблематике так «глубочайшего залегания».

Часто теклиенты, которые обращаются сзаказом «повысить самооценку», пробуют поменять собственного внутреннего Родителя наавторитет консультанта: тоесть ждут, что консультант даст имсвою более высшую «внешнюю оценку» взамен прежней. Нопосути это будет подмена одной трудности надругую: ипоэтому поводу снова вспомню, что перед хоть каким консультантом можно при желании снимать шапку, нонеголову. Покрайней мере, якак психоаналитик консультативного направления предлагаю вам не»поменять одни наружные оценки надругие», аобрести теполноценные «измерительные инструменты», спомощью которых высами можете составить осебе уже невнешне-оценочное, аличностно-объективное представление инаучитесь хорошо ивсвоих интересах воспользоваться этими познаниями осебе.

 Posted by at 23:24