Авг 242013
 

Начало

От викингов до украинцев
(канадский зал, либо какой стала страна после ее открытия европейцами)

Исходя из убеждений архитектуры этот зал уникален: его потолок имитирует голубое небо, а площади в 3 000 м2 позавидует хоть какой музейный директор. Когда проходишь через главные «отсеки», представляющие из себя дома и отрезки улиц, военные поселения и церкви, всегда кажется, что ты впрямь находишься в городке, составленном из лоскутов исторических эпох, и над городом этим всегда светлый небосклон.

В чем либо это похоже на структуру Диснейленда, с той только различием, что заместо господствующего там китча и полной «фантастики» в Канадском зале Музея цивилизации все объекты строго документальны и повествуют о реальных исторических событиях.

Экспозиция ведет гостей сразу по маршруту временному, от XI до конца XIX века, и географическому с востока на запад. Конкретно так осваивалась Канада. Поначалу около 1000 года в районе Ньюфаундленда, как сейчас достоверно понятно, посадились викинги из Исландии. В первой части экспозиции представлены их восковые фигуры и макет боевого корабля. Потом, после вторичного открытия забытой европейцами земли (в 1497 году итальянцем на британской службе Джоном Каботом и потом, «совсем», в 1534-м французом Жаком Картье), начинаются по-настоящему «величавые дела». Это и китобойный промысел у восточного побережья Канады. (Вам покажут, как добывался драгоценный жир морских гигантов.) И строительство французской крепости Луисберг: в ней вы посетите рынок, лавку башмачника и монастырский лазарет. А ощутить бизнес активность английского Онтарио XIX века можно, заглянув в окно викторианской колониальной усадьбы.

Дальше маршрут пролегает мимо витрины украинского книжного магазина «Руска книгарня» и подлинного строения украинской же церкви, построенной в 1940-е годы и полностью, совместно с внутренним убранством, перенесенной в музей из провинции Альберта! Здесь пойдет речь о известной насыщенной иммиграции конца XIX начала XX века, когда в Канаду хлынул поток переселенцев из Русской империи. Еще пару шажков и вот элеватор из западного Саскачевана (тема «канадской пшеницы»), и даже китайская прачечная 1920-х годов (читай «Переселенцы с Далекого Востока»)!

Познакомившись с куратором этой части экспозиции, я вновь удостоверилась, что в истории Канады перемешались все культуры. Юный историк Ронда Хинтер родом из семьи украинских переселенцев, прибывших в Канаду сначала XX века из окружностей Чернобыля. Еще ее бабушка помнила малость украинский и российский. Сама Ронда пробует учить язык протцов поновой и временами ездит на историческую родину. Вобщем, еще почаще ей приходится путешествовать по западным провинциям собственного «основного» отечества и собирать артефакты для коллекции музея. Пусть еще не древнейшие, но уже исторические предметы. «Проект, над которым я на данный момент работаю, с значимостью докладывает она, это, на самом деле, передача в фонд музея имущества 1-го сапожника, который работал в сороковые годы в Виннипеге. Мастерская издавна закрылась, все, что от нее осталось, лежало на чердаке у родственников, и сейчас я обхаживаю наследников, чтоб они подарили это «все» нам». Уж вот воистину нередко ли мы задумываемся, какую ценность приобретет после нашей погибели то, чем мы пользуемся при жизни, не замечая этого?

Но не будем отвлекаться от маршрута. Последние два пт посвящены, во-1-х, имитации зала Ванкуверского аэропорта в его начальном виде (1968 год). Выгородка с креслами, панорамный вид из окна, голоса дикторов, объявляющих о посадке. А во-2-х, перед вами предстанет прославленное кафе Wildcat («Одичавший кот»), построенное в 1930-е годы на последнем севере Канады. Это кафе 60 лет служило центром заполярной светской жизни и единственным пт общения путников, водителей снегоходов, охотников. Интерьер восстановлен с точностью до деталей. Здесь и сейчас можно посидеть и почитать, к примеру, газету на инуитском языке свежайший номер всегда найдется на барной стойке.

Так же, как и 1-ые два, Канадский зал очень насыщен «говорящими» объектами. В море инфы вам тут точно не дадут потеряться: «видеоподсказки» и таблички с объяснениями расставлены на каждом шагу. А вот энтузиазму гостей к длящейся уже достаточно длительно экскурсии не даст угаснуть присутствие в зале артистов из специального музейного театра «Драмамуза» (Dramamuse). Эта труппа была специально предназначена для того, чтоб воскрешать экспозицию. В реальный момент ее репертуар насчитывает 50 маленьких пьес, исполняемых посменно и попеременно во всех 3-х залах. Герои, естественно, одеты сообразно с эрой, которую они на этот момент представляют. Кто-то из зрителей остановится около лотка рыночного торговца из Луисберга, который громозвучно расхваливает собственный продукт по-старофранцузски, кто-то разговорится с монахиней о последних достижениях придворной версальской медицины XVIII века. Я же лично не смогла пройти минуя британской леди в древнем платьице и шляпке, которая водила группку малышей по коридорам дома 1885 года, исполняя роль супруги обладателя магазина «привезенных из других стран» продуктов, размещенного недалеко. В доступной игровой форме она разъясняла детям, что такое викторианская эра и как она преломлялась в Канаде. Также чем ведет торговлю ее супруг, из каких государств привозятся продукты и т.д.. Ребята слушали, практически разинув рот. Я тоже.

№ 1 в Канаде
Музей цивилизации самый пользующийся популярностью и посещаемый в Канаде (более 1,3 млн. гостей за год, что сравнимо с известнейшими музеями Европы). Он был первым в стране музеем, обзаведшимся в 1994 году своим интернет-сайтом, который на сегодня является фаворитом Канады по объему «спрятанной» там инфы и «ссылок» (удостоверьтесь сами на www.civilization.ca). Музей лидирует в Канаде по количеству проводимых выставок (в среднем около 15 в год), по частоте упоминаний в прессе и объему бюджета (последний составляет около 60 млн. канадских баксов в год, из их 20% зарабатывает само заведение и поступает от личных спонсоров, остальное дает правительство). Коллекция в общей трудности насчитывает около 5 млн. единиц хранения. В открытой большой экспозиции представлено «только» около 200 тыщ из их (другими словами 4%). Все остальные изучаются спецами и ожидают «собственного часа» в хранилищах. Штат музея состоит из 350 служащих, которые и обеспечивают его бурную жизнедеятельность, сопоставимую с жизнью маленького городка, либо, если обратиться к местному фольклору, поселения на месте бывшего индейского леса «canata». Слово, от которого, молвят, происходит и заглавие страны.

Радостные истории пса Клиффорда
(детский музей)

Нельзя не оценить ту огромную ненавязчивую работу, которую сотрудники музея повсевременно ведут как с отдельными посетителями, так и со особыми группами (школьников либо инвалидов, к примеру). Экскурсии «отчаливают» каждые пару минут, помещения битком набиты всякого рода «мастерскими»… В Большенном зале желающему в хоть какой момент покажут, как обращаться с каменным орудием труда, которым древнейшие обрабатывали красноватый кедр, либо обучат отрисовывать фигуру бога-Ворона на индейский манер. Рядом, в помещении Почтового музея, предназначение которого прямо вытекает из наименования, малыши самозабвенно клеят на конверты копии древних канадских марок. Я лицезрела и компанию школьников, которые шли в Зал «первых людей» учить культуру метисов: они все в символ приобщения к теме были подвязаны пестрыми кушаками обычным атрибутом одежки этих «полукровок».

Но, очевидно, подлинные владения тех, кто младше шестнадцати, раскинулись в залах музея Детского. Я от всей души восхищаюсь мужеством его хранителей, утром до вечера выдерживающих напор сотен малеханьких визитеров. Вобщем, как и мужеством Константина Кокошкина, который несмотря на «боевые» условия сфотографировал тут все, что требовалось.

Детский музей это огромное помещение в форме лабиринта, по которому малыши продвигаются из страны в страну и от культуры к культуре. Хоть и назван он «музеем», все его объекты сделаны в наши деньки и созданы для того, чтоб мелкие гости в реальном времени и пространстве, «играючи» познавали мир за пределами Канады. Где же еще они выяснят, как устроены традиционное индонезийское жилье с обязательным домашним театром теней либо египетская пирамида (там можно поиграть в мумию!). А в итальянском кафе-мороженом после добросовестной считалки все преобразуются кто в официантов, кто в гостей. Есть и другие интереснейшие игры в грузчиков голландского порта, в продавцов газет, в маляров, в арабских танцовщиц.

Красноватый пес Клиффорд знак музея в музее знаком канадским детям так же отлично, как русским Волк из «Ну, погоди!» В комнате при входе в музей (где большая «скульптура» собаки встречает гостей) можно под присмотром специальной няни бросить на какое-то время самых малеханьких, а ребята постарше пусть сами играют в Детском музее до его закрытия, пока их предки в примыкающих «суровых» залах учавствуют в более интересной музейной игре «для взрослых», время от времени даже сами того не замечая.

 Posted by at 23:24