Авг 242013
 

Скажу сходу, обучить малыша читать в три года в мои планы не входило. Потому никакой самоцели у меня не было. А был большой энтузиазм моего старшего отпрыска к знакам. В 18 месяцев он уже знал все буковкы (а поточнее, звуки). Мы нередко просматривали книжки, отпрыск тыкал пальчиком в рисунки, а позднее заинтересовался и текстом. Игнорировать потребности малыша, мотивируя тем, что «не дорос ишшо» было бы некорректно, ибо задачка родителей заключается как раз в том, чтоб организовывать для малыша нужную развивающую среду.

В два года я купила ему «Говорящую азбуку». Она представляла собой плакат с написанными в порядке алфавита знаками с картинами с сенсорным управлением. К огорчению, покупка увлекательной и интересной игры проявилась огромным стратегическим просчетом. Дело в том, что Азбука произносила не звуки, а буковкы. А обучение чтению по буковкам обычно чревато большенными неуввязками на фазе образования слога. Отпрыск начал путаться, использовать в речи и звуки, и буковкы. Пришлось внести некую ясность. Мы условились, что у буковкы, как и у человека, бывает имя и образованное от имени прозвище, которое уместно в близком общении.

Ты Артем, гласила я, А я к для тебя нередко обращаюсь «Тема». Так и буковка, к примеру, официально именуется «эль», а в тесноватом кругу собственных друзей, других букв, стоящих рядом с ней, зовется «л». Такое разъяснение малыша устроило, и с течением времени неурядица в обозначениях самоликвидировалась.

Отпрыску было два с половиной, когда он возжелал понять тайну слова. Самое тяжелое в обучение чтению обучить сливать буковкы в склад либо в слог. Слог это один гласный звук либо гласный звук в купе с согласным (либо согласными), которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха. В российском языке слогообразующим является гласный звук, потому в слове столько слогов, сколько в нём гласных. К примеру, ма-ши-на , дом, стол. Складом же считается слияние согласной с гласной, раздельно гласная в качестве слога, раздельно согласная (в закрытом слоге), согласная со знаком. Другими словами хоть какое нужное для произношения мышечное усилие. Это ма-ши-на, но до-м и с-то-л. Складовой способ еще известен со времен Л.Н.Толстого, а в наши деньки на нем базируется обширно популярная система Зайцева. Потому я решила испытать конкретно складовой способ обучения чтению.

Я заполучила картонные карточки с знаками и мы начали игру. В домиках жили гласные буковкы, они умели петь. К ним в гости по очереди приходили согласные, и когда они собирались совместно в одном домике, выходила восхитительная песня: «ля-я-я». Гости стремительно изменялись. К примеру, поначалу в гости к «а» пришла «л» «ла-а-а», позже «л» стремительно изменяется на «п» «па-а», позже еще резвее возникает»с» «са», потом «ка», «ра», «да», «ба» и т.д. При таковой резвой подаче ребенок улавливает гласная остается прежней, изменяется согласный, другими словами конкретно от него зависит начало склада (либо слога, в этом случае непринципиально). Как произойдет щелчок в сознании малыша, можно будет считать, что половина дела изготовлена.

Ба!

А сейчас? спрашиваю я и меняю «б» на «т».

Та! отрадно воет ребенок.

Этот шаг необходимо прекрасно проработать. Ребенок фактически на автомате должен выдавать верный ответ. У нас это заняло около месяца. Потом начинаем осваивать простые слова: ма-ма, ра-ма, ра-на, па-па, ла-па, ла-ма, до-м, со-м, со-р, бо-р. Слова лучше подбирать по тому же принципу от 1-го звука меняется само слово. Равномерно усложняем: со-ро-ка, во-ро-на, к-ра-н, к-ра-б. Вводим «мягенький символ»: пе-нь, де-нь, ле-нь. И в конце концов, слова, начинающиеся с гласной: о-се-л, о-ре-л, а-п-те-ка. Для Артема самыми сложными оказались конкретно такие слова. Длительное время он упрямо переставлял звуки местами, читая заместо «аптека» «патека».

Еще одна сложность появилась со словами, типа «машина», «живот», «жираф» и т.п. Отпрыск упрямо не желал произносить [машЫна], он читал [машииина]. Здесь нам волей-неволей пришлось обратиться к орфографии и ее правилу «жи, ши пиши с буковкой и». Чтобы разъяснить это на доступном для малыша уровне, я выдумала такую историю. Буковка ы была буквочкой вредной, неуживчивой. Не все буквочки могли с ней ладить, а две буковкы «ш» и «ж» и совсем так с ней поссорились, что даже в склад не желали с ней вставать. Заместо нее они позвали буковку «и», потому что она больше всех на нее похожа по звучанию. С того времени все слова с «жи» и «ши» пишутся с буковкой «и», хотя и произносятся с [ы].

Когда шаг собирания слова по складам пройден, можно начинать писать слово полностью, не расчленяя его. Для начала берем слова поординарнее, состоящие из 2-3 складов, равномерно вводим более сложные. Самым возлюбленным словом у Артема стало прилагательное аварийный. Дело в том, что мы нередко ездим в маршрутках, и табличка аварийный выход находится фактически в каждой из их. Вообщем, чтение вывесок это очень интересное и полезное дело. Для малыша становится ясно, для чего люди должны уметь читать, ведь за каждым набором букв прячется какая-либо информация.

На данную тему могу посоветовать очень увлекательную игру. Это игра в поиски клада. Вы прячете что-либо увлекательное и предлагаете ребенку отыскать это. Для этого даете ему записку, в какой он может прочесть, к примеру, «стол». Ребенок бежит к столу, а там его ожидает последующая записка, к примеру, «комод». Ребенок бежит к комоду и берет еще одну записку и т.д. Таким макаром выстраивается цепочка из 5-7 записок. Когда же ребенок найдет клад (киндер-сюрприз, конфету), радости его не будет предела, ведь это будет самая добросовестная заслуга за его «труды».

Когда мы благополучно преодолели все трудности, связанные с чтением слов, наступила очередь словосочетаний и предложений. Но в силу возраста ребенок еще не мог задерживать в памяти всю информацию и успевал забывать то, что уже было прочитано. Торопить действия не имело смысла, но отпрыску все таки хотелось читать рассказы. Потому мы стали играть в такую игру. Я говорила сказку (по известному сюжету либо придумывала на ходу), а отдельные слова записывала. К примеру: «Жил-был кот (слово написано). И был у него собственный дом. А около дома был сад. В саду было много фруктовых деревьев». И т.д.

Кстати, хотелось бы сказать по поводу начертания букв. Буковкы должны быть довольно большими (для трех-четырехлетки более 1 сантиметра) и четкими (лучше писать черным фломастером на белоснежном листе бумаги). Исходя из этого, можно представить, что далековато не любая книжка подходит для малыша такового возраста. К примеру, тот же традиционный букварь для малыша набран очень маленьким шрифтом.

Хотелось бы предостеречь родителей к тому же от соблазна обучить малыша писать буковкы самому. Маленькая моторика в этом возрасте еще не довольно развита, и ребенок, пытаясь изобразить нечто схожее карандашом, будет выворачивать руку, а это чревато неверной постановкой руки в школе, формированием отвратительного почерка. Для обучения написания слов можно использовать кубики, буковкы на магнитах, карточки, можно также конструировать буковкы из подручных материалов счетных палочек, фломастеров и т.п.

Через полгода отпрыск стал читать достаточно быстро, усовершенствовались некие ментальные способности, не считая того ребенок просто повзрослел. Другими словами, к покорению целых предложений появилась психическая готовность. Тогда и мы начали осваивать текст по-настоящему.

На данный момент Артему 4 года, для него стали доступны тексты из пяти-шести предложений. Но это уже непринципиально. Главное, ведь не обучить малыша читать (а при фактически стопроцентной грамотности населения это не такое это огромное достижение). Главное привить энтузиазм к книжке, и, более глобально, взрастить любовь к литературе.

И в итоге любимое наше стихотворение Валентина Берестова:

Как отлично уметь читать!
Не нужно к маме приставать,
Не нужно бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не нужно умолять сестрицу:
«Ну, почитай еще страничку!»
Не нужно звать, не нужно ожидать,
А можно взять и почитать!

 Posted by at 23:24

 Leave a Reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

(required)

(required)