Авг 242013
 

Я-концепция это одна измощнейших систем убеждений, установок ипредставлений человека осебе иситуации вокруг него. Потому человек, владеющий сложившейся Я-концепцией, строит свое поведение таким макаром, чтоб оно непротиворечило его представлениям осебе. «Умный» стремится вести себя так, как полагается умному; «обеспеченный» всоответствии сизвестными ему эталонами поведения «обеспеченного». Я-концепция может играть роль фильтра, организующего восприятие иоценку опыта. Как формируется Я-концепция икак ееможно усовершенствовать?

Я-концепция опосредует стимулы изокружающего мира, предназначает образ действий людей иявляется главный предпосылкой чувства ими собственной жизни как счастливой либо трагичной. Я-концепция делает принципиальные функции вжизни человека. Помнению британского психолога Роберта Бернса, она делает ряд функций.

  1. Я-концепция содействует достижению внутренней согласованности личности. Если Я-концепция человека противоречива, содержит взаимоисключающие представления, точеловек испытывает дискомфорт. Его деяния втаких случаях ориентированы или наизменение Я-концепции, или наискажение действительности воимя устранения дискомфорта. Согласованная Я-концепция позволяет личности ощущать себя уверенно, находиться втесном контакте среальностью.
  2. Я-концепция определяет интерпретацию актуального опыта личности. Учеловека существует устойчивая тенденция интерпретировать собственный личный опыт наоснове представлений осебе. Я-концепция служит специфичной «призмой», через которую преломляется воспринимаемая действительность. К примеру, человек, считающий себя «неспособным», может разъяснить собственный фуррор случайностью, а»способный» проявлением собственного таланта; «непрезентабельный» расценивает внимание ксебе как попытку подшутить, а»симпатичный» как попытку познакомиться. Человек спозитивной Я-концепцией расценивает ухмылку всвой адресок как проявление хороших эмоций, аснегативной как издевку.
  3. Я-концепция является источником ожиданий. Она оказывает влияние напрогноз человека относительно того, что должно сним произойти. Всоответствии сЯ-концепцией человек рассчитывает науспех либо беду: «Я, как обычно, провалюсь» либо «Уменя все получится». Она позволяет ему предугадать свои реакции: «Яиспугаюсь», «Ярасплачусь», «Яотнесусь кэтому расслабленно». Я-концепция навязывает человеку прогноз поповоду дела иповедения людей вего адресок: «Меня никто неполюбит», «Нужно мной будут смеяться», «Меня оценят высоко». Таковой прогноз обладает свойством самоподтверждающегося предсказания: человек, ожидающий, что его будут критиковать, ведет себя неуверенно (либо вызывающе) итем самым вправду вызывает критику всвой адресок. Заместо того чтоб пассивно реагировать наокружающую среду, Я-концепция начинает изменять ееиподкреплять себя, нестолько прогнозируя последствия, сколько провоцируяих.

Если поведение человека противоречит его Я-концепции, оно вызовет когнитивный диссонанс. Потому человек, владеющий сложившейся Я-концепцией, строит свое поведение таким макаром, чтоб оно непротиворечило его представлениям осебе. «Умный» стремится вести себя так, как полагается умному; «обеспеченный» всоответствии сизвестными ему эталонами поведения «обеспеченного»; «неуспевающий» будет пропускать занятия, отвлекаться науроках ит.д. Таким макаром, Я-концепция вомногом определяет поведение.

Описывая себя, человек употребляет суждения, которые отражают некие устойчивые тенденции вего поведении. Обычно, эти суждения являются ответами навопросы:

  • Ктоя? (ролевые, статусные свойства).
  • Какойя? (физические ипсихологические черты, свойства).
  • Что яхочу? (мотивация, ценности, интересы).
  • Что ямогу? (представления особственных возможностях).
  • Что мне принадлежит? (описание безупречных иматериальных ценностей, обладание которыми значимо для него).

Все эти свойства входят вЯ-концепцию сразличным «удельным весом»: одни представляются более важными, другие наименее; значимость отдельных суждений может изменяться вразличном контексте, вразных актуальных ситуациях, вразличные периоды жизни.

Данные Я-концепции организованы иерархически: есть более общие суждения, включающие всебя более личные. К примеру, «Янелюблю поэзию», «Уменя мощная воля» и»Я правильно мыслящий человек» могут быть следствиями установки «Яникогда недолжен проявлять собственных эмоций». Помнению основоположника сценарного анализа Эрика Берна, некие изтаких решений могут лежать воснове плана жизни, который мыпринимаем враннем возрасте.

Ранешние решения

Родительские фигуры, другие люди, даисама жизнь пичкают малыша данными отом, кто онтакой, кто другие люди ичто представляет собой мир, куда онпопал. Эти сообщения смотрятся как типичные «послания», которые ребенок временами воспринимает. В особенности чутко онотносится кродительским посланиям, так как интуитивно ощущает, что его жизнь иблагополучие зависят отних.

Некие послания насамом деле имеют нрав вербального сообщения, адресованного ребенку либо подслушанногоим; время от времени это поступки либо чувственные реакции. Нобывает итак, что ребенок, всилу эгоцентричности мышления, может счесть посланием событие собственной жизни, реально сообщением неявляющееся . Нужно сказать, что значение имеет нето, что намеревался передать родитель, ато, каким смыслом наделил послание ребенок.

Анализируя психические сценарии собственных пациентов, обратившихся затерапевтической помощью, Берн пришел квыводу, что вихоснове лежат неконструктивные решения, которые приняты под воздействием особенных родительских посланий, имеющих негативное, разрушительное содержание. Ихпередают некие предки попричине каких-либо собственных отклонений. Такие предписания подобны заклинаниям, которые околдовывают малыша.

Посреди словесно передаваемых негативных предписаний можно выделить:

  • Заклятья нехорошие определения; «Ты грязнуля! Глупец! Тупица!» ит.д. «Ты страшный ребенок», «Ты уродина».
  • Проклятья пожелания вреда, имеющие нрав прямого приказания: «Чтобы тыпровалился!..», «Нам былобы намного лучше без тебя», «Почему тынеможешь быть человеком!».
  • Нехорошие предсказания ребенку докладывают, что его ожидает вбудущем: «Изтебя ничего толкового невыйдет!.. Кутузка потебе рыдает!..», «Тыникогда ничего недостигнешь».
  • Стопперы сообщения, втом либо ином виде указывающие, чего нельзя делать: «Неумничай! Недумайо…! Несердись!.. Нетрогай, утебя неполучится; дай, лучшея!».

Предписания могут передаваться иневербально. Ребенок выдумывает, фантазирует инеправильно интерпретирует действия итаким методом сам дает для себя предписания.

К примеру, после погибели отца ребенок дает для себя предписание: «Несближайся слюдьми» если никого нелюбить, тоинепридется расстраиваться из-за утрат. Мальчишка, решительное поведение которого всякий раз пресекается, может заключить: «Ненадо быть мужиком». Ребенок, чувства которого критикуют, может решить: «Ненадо демонстрировать свои чувства». Ребенок, которого наказывают запроявление несогласия состаршими, может заключить: «Ненадо мыслить».

Небольшой ребенок невсостоянии беспристрастно оценить себя, иродительские фигуры становятся для него типичными «зеркалами», покоторым онможет судить отом, кто онтакой икем являются окружающие люди. Если важные другие признают его, онсчитает себя стоящим человеком, а»Я» становится применимым. Но если эти другие обходятся сним как сплохим ивредным, онвоспринимает себя как вредного исчитает, что эта вредность живет унего снутри. Ребенок очень мал инеопытен, чтоб осознавать, что эти «зеркала» могут быть кривыми. Ребенок, которого стукнули, неможет заключить: «Янеплохой ребенок. Мать шлепнула меня, так как она истерическая личность, переживающая, что ненаходится больше вцентре внимания». Онскорее поразмыслит, что неувязка конкретно внем, аневего мамы.

Вописанных выше ситуациях ребенок может неслышать прямых вербальных указаний, нопод воздействием сильных воспоминаний воспринимает решение иследует ему.

Предписания могут быть положительные либо нейтральные.

Определения иоценки: «Мальчишка, втебе что-то есть… Молодец!.. Золотые руки!..». Предсказания: «Очень возлагаем надежды, что тыполучишь высшее образование», «В один прекрасный момент тыстанешь известным…», «Прямо сотворен быть музыкантом». Разрешения: указывают, что можно делать, нонезаставляют.

Следует увидеть, что предписания не»вживляются» вребенка подобно электроду. Онвластен принятьих, проигнорировать либо направить впротивоположность. Но, если наоснове предписания принято решение, его очень тяжело нарушить. Это решение определяет совокупа центральных убеждений отом, кто онтакой, кто окружающие его люди, что представляет собой этот мир икак внем следует себя вести. Таким макаром, сценарное решение это глубочайшее ифундаментальное когнитивное образование, для доказательства иоправдания которого человек может обращаться котдельным иррациональным верованиям. Ранешние решения становятся типичным фильтром, влияющим навсе мировосприятие.

Экзистенциальная позиция

Человек выбирает сценарные темы всоответствии срешениями, принятыми имвглубоком детстве, инаиболее фундаментальные изэтих тем чувства своей ценности иблагополучия. Берн направил внимание, что актуальная позиция человека складывается изсовокупности отношений ксебе (Я ОКили Я неОК) исовокупности отношений кпартнеру повзаимодействию (Ты ОКили Ты неОК). ОКвтерминологии Берна может обозначать: «неплохой», «ценный», «благополучный», «владу ссамим собой». Сочетание этих установок определяет четыре главные экзистенциальные позиции:

  1. Я ОК (+); Ты ОК (+).
  2. Я ОК (+); Ты неОК (-).
  3. Я неОК (-); Ты ОК (+).
  4. Я неОК (-); Ты неОК (-).

Когда ребенок воспринимает одну изэтих позиций, ранешние решения, азатем ивесь собственный сценарий онподстраивает под нее.

Все малыши начинают жизнь спозиции «Я+, Ты+». Когда малыш ощущает, что онживет вгармонии смиром ивсе вмире находится вгармонии сним, эта позиция становится фундаментом для его решений. Меняет позицию ребенок только втом случае, если что-то вмешивается вего взаимозависимость сматерью, к примеру, когда ребенок чувствует, что мама перестает защищать его изаботиться онем, как она это делала ранее. Вответ наэти неудобства ребенок может решить, что он неОК либо что другие люди неОК, иперейти изсостояния «базисного доверия» всостояние принципного недоверия. Всоответствии сэтим принципным представлением осебе иокружающих ребенок начинает писать свой сценарий.

Каждый взрослый человек ненаходится визбранной позиции всегда, мыможем поменять эти актуальные позиции вразличных ситуациях. Но укаждого изнас есть принятая нами вдетстве любимая экзистенциальная позиция, вкоторую мывходим, испытывая фрустрацию. Любая изчетырех экзистенциальных позиций характеризуется определенным набором чувств.

  • Позиция «Я+; Ты+» является здоровой изаключается всотрудничестве сдругими людьми врешении актуальных заморочек. Находясь вней, мыдействуем сцелью достигнуть хотимых результатов, иэта позиция единственная, основанная нареальности.
  • Позиция «Я+; Ты-» оборонительная. Находясь тут, человек старается возвыситься над другими людьми. При всем этом окружающие будут принимать его как подавляющего других,нечувствительного иагрессивного человека. Эта позиция характеризуется набором брутальных чувств истремлением кизбавлению отоппонента.
  • Позиция «Я-; Ты+» принуждает ощущать себя ниже других людей. Вней человек вероятнее всего переживает противные чувства депрессивного нрава истремится удалиться от»не плохих» людей, общества которых он»недостоин».
  • Позицию «Я-; Ты-» именуют бесплодной. Человек убежден, что весь мир ивсе люди внем плохи, как, вобщем, ионсам. Ончувствует себя вялым иподавленным. Тема основного деяния выжидание.

Убеждения человека, оказывающие воздействие наего чувственные трудности, обычно содержат всебе огромное количество слоев.

Более ранешным иглубоким является решение относительно собственного благополучия идоверия экзистенциальная позиция. Она может играть роль фильтра, организующего восприятие иоценку опыта.Для ееоправдания иподтверждения под воздействием родительских предписаний принимается преждевременное решение относительно себя, людей ижизни, которое может стать центральным убеждением. Это убеждение, всвою очередь, оказывает влияние намировосприятие, сформировывает личные убеждения относительно определенных актуальных событий исовокупность установок.

Практикум

Последующее упражнение поможет вам выяснить больше осебе исвоих чувственных реакциях, атакже ороли Я-концепции исистемы убеждений вформировании ваших чувственных реакций.

  1. Изберите инициирующее событие, вызвавшее увас разрушающие переживания. Вспомните, что вышло. Сможете закрыть глаза. Воспроизведите туситуацию как можно полнее: представьте, что увас есть видеозапись той сцены, ивыпросматриваетеее. Когда выувидите себя идругих людей втой сцене, помните, что высейчас зритель ивидите происходящее, смотря наэкран. На данный момент вас там реально нет, вам ничто неможет причинить вреда! Вывидите себя иваших оппонентов состороны: что выговорили ичто гласили вам? Что вычувствовали тогда? Запомните это и»выключите телек».
  2. Возьмите лист бумаги инапишите 20 разных ответов навопрос «Ктоя?» так, чтоб ваши описания отражали ваши представления осебе, когда выбыли втой ситуации. Стремитесь ктому, чтоб это были такие ваши представления осебе, какими они были втой ситуации, анетеперь. Помните, что выотвечаете себе, анекому-то другому. Располагайте описания втом порядке, вкотором они приходят вам вголову. Незаботьтесь обихлогичности.
  3. Сейчас дайте 20 черт вашему оппоненту: опишите, каким вывосприняли его вэтой сцене; «кем» он(а) был(а)?
  4. Оцените каждое суждение, характеризующее вас. Если оно отражает интенцию «Ясчитаю, что Я впорядке поотношению ксамому для себя», тоотметьте его знаком «+». Если интенция: «Яневпорядке поотношению ксебе», отметьте его «-«. Если интенция неясна поставьте «О».
  5. Обсудите ваши определения оппонента. Если интенция воценке «ОннеОК поотношению комне» поставьте «-«. Поставьте «+» либо «О» если интенция, соответственно, «ОннеОК поотношению комне» либо нейтральна.
  6. Обусловьте экзистенциальную позицию, вкоторой происходило ваше взаимодействие. Изменяласьли она втой ситуации? Еслида, токак? Естьли увас «любимая» позиция?
  7. Какие чувства выиспытывали икакие тенденции ввашем поведении характеризовалиих?
  8. Какие извыявленных убеждений поотношению кпартнеру исамому для себя содействовали развитию разрушающих переживаний?
  9. Кчему выстремились, вкакую позицию выпытались «поместить» оппонента? Успешно? Что можно былобы поменять на данный момент, чтоб ситуация была завершена более удачно?
  10. Отметьте выраженность каждой позиции ввашем поведении. Для этого сделайте отметки, отражающие вашу интуитивную оценку времени, которое выпроводите вкаждой изпозиций.
 Posted by at 23:25

 Leave a Reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

(required)

(required)