Апр 032015
 

Странный вопрос, скажите вы. Хвалить надо, чтобы… Чтобы у него было всегда хорошее настроение? Чтобы он больше вас любил? Чтобы…

На самом деле, похвала – это самый мощный мотиватор, который вселяет в людей (не только маленьких, но и взрослых!) чувство уверенности в своих силах и ощущение правильности выбранного пути. Ребенок как никто другой нуждается в вашем одобрении, ведь для него родители – непререкаемый авторитет.

А если не хвалят?
Есть такая категория мамочек, которая считает, что для развития ребенка нужнее конструктивная критика. Например, после детского утренника она произносит: «Что-то ты запинался, когда рассказывал стих». А когда ребенок демонстрирует свой рисунок, говорит: «А зачем ты рисовал синим? Трава бывает только зеленая!» Этим мамочки убеждены, что их критические замечания помогают становится лучше, а на деле получается наоборот: малыш, для которого похвала матери так значима, не получив ее, начинает комплексовать, считать себя «неправильным», а иногда у такого ребенка напрочь отбивается охота к достижениям. Зачем, если их все равно никто не заметит и не оценит?

Между тем, ребенок постоянно ждет от нас одобрения. «Мам, я уже поел», «Мама, посмотри, я сама нарисовала домик», «Мам, я отвечал на занятии». Такие слова говорят о том, что малыш действительно нуждается в вашей похвале. Не критике, не замечаниях, а именно похвале. Пусть она будет короткой: «Молодец», «Хорошо», или выраженной в простом кивке головы или улыбке. Но обязательно – похвала.

Бытует мнение, что детей не стоит захваливать. Мол, это формирует необъективный взгляд на его достижения, ребенок будет считать, что все, что он делает, он автоматически делает на «отлично». Может быть, при похвале просто стоит учитывать индивидуальные особенности ребенка? Ведь то, что пойдет во благо робкому и несмелому малышу, у бойкого и уверенного в себе может спровоцировать появление эгоцентризма.

Тип 1
Робкие дети
Эти дети довольно замкнуты и стеснительны, они постоянно не уверены в своих силах и очень зависят от чужого мнения. По типу темперамента это, чаще всего, меланхолики. Они волнуются по любому пустяку и чувствительны к любым событиям.

Как хвалить? В такого малыша надо вселять уверенность, хвалить часто и особенно поощрять инициативу. Однако стоит и приучать его к самостоятельности, побуждать высказывать свою точку зрения. Например: «У тебя вышел отличный рисунок. А что тебе в нем нравится? Как ты думаешь, что можно было бы добавить?»

Тип 2
Перфекционисты
Эти дети очень аккуратны и ответственны. За любое занятие они берутся всерьез, часто доделывают и переделывают его, а еще чаще бывают недовольны результатами. Могут расплакаться, если воспитательница похвалила работу другого ребенка, а его – нет. Часто оценивают себя, сравнивая с другими детьми.

Как хвалить? Никогда и ни с кем не сравнивать – это самое главное. Находить в его достижениях оригинальность, например: «Ты так красиво расставил игрушки, теперь всегда будем их так ставить». Важно пересмотреть и свое поведение: возможно, вы слишком требовательны к малышу, и его перфекционизм – это следствие вашего достиженчества. Старайтесь не давать ему поручений и заданий, выполнить которые он не в силах. Если все же вам надо указать на его недостатки, критикуйте его действия, а не самого ребенка: «Ты плохо застегнул куртку» вместо: «Ты не умеешь одеваться».

Тип 3
Достиженцы
Эти дети довольно уверены в себе, способные и сообразительные. Даже если у них что-то не получается, они не слишком переживают и расстраиваются. Однако склонны делать спустя рукава то, что им неинтересно.

Как хвалить? Этих детей нельзя перехваливать. Не стоит захваливать за те дела, которые даются с легкостью. Хвалите только тогда, когда выполнение задания было сопряжено с усилиями и затратами труда. Важно приучать такого малыша радоваться не только своим успехам, но и победам других.

 Posted by at 19:08

 Leave a Reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

(required)

(required)