Авг 242013
 

Глина умопомрачительный природный материал, теплый, ласковый и покладистый, который может перевоплотиться во что угодно, от примитивной, на 1-ый взор, детской игрушки до умопомрачительной вазы либо роскошного канделябра. Работа с глиной благотворно действует на нервную систему, расслабляет, снимает нервное напряжение. Так что лепка из глины это не только лишь наинтереснейшее творческое занятие, которое может перевоплотиться в любимое хобби. Это к тому же метод скинуть накопившуюся отрицательную энергию, снять напряжение, расслабиться, получить массу положительных чувств.

Естественно, в домашних критериях трудно тягаться с современным глиняним созданием, с его новыми технологиями, сложным оборудованием, новыми материалами для отделки. Но сделать легкие по технологии изделия можно. Хоть какое из их будет хранить внутри себя тепло ваших рук, часть души и будет в собственном роде реальным произведением искусства. Ведь другой вточности такой же тарелки либо вазы больше нет нигде в мире…

Мастерская на даче

Работа с глиной штука достаточно грязная. В том смысле, что отмывать позже придется все и вся. И если лепить фигуры можно и дома, в городской квартире, то создавать свои 1-ые шедевры на гончарном круге в квартире не очень комфортно. У вас появилось стойкое желание соприкоснуться с необычным природным материалом и испытать освоить (пусть пока неискусно, пусть едва как развлечение) одно из древних ремесел гончарное дело? Наилучшего места, чем дача, для этого не отыскать. Конкретно тут еще легче организовать рабочее место, расположить все нужное. Конкретно на даче либо в деревне работа за гончарным кругом будет более органичной, вписывающейся в окружающий пейзаж, как прикосновение к истокам, к народной истории и культуре.

В текущее время к услугам начинающих и «продвинутых» керамистов есть целые спец магазины, где можно приобрести все нужное, начиная от гончарных кругов и различных видов глины и заканчивая печью для обжига готовых изделий. Не пугайтесь, печь нам пока не пригодится. Штука эта дорогостоящая и на первых порах совершенно не неотклонимая. Для начала имеет смысл научиться делать самые обыкновенные формы на гончарном круге и верно их сушить. А обжигать свои творения можно, к примеру, в школах детского творчества либо глиняних мастерских, где есть соответственное оборудование. Либо на первых порах вообщем оставлять без обжига. Если же гончарное ремесло «зацепит» вас серьезно, если вы почувствуете, что это ваше, тогда уже можно будет поразмыслить и о печи. Кстати сказать, в деревне можно сделать дровяную печь для обжига без помощи других, обратившись за помощью к мастеру либо воспользовавшись специальной литературой.

Нужные инструменты

Понятно, что гончарный круг это главное приспособление, без которого нам никак не обойтись. С того времени, как некий безвестный гений выдумал и сделал 1-ый гончарный круг, прошло около 7 тыс. лет. С того времени принцип деяния этого устройства нисколечко не поменялся. Гончарный круг это маленький диск из гладкого материала (дерево, пластик, камень, металл и др.) с агрессивно прикрепленной снизу осью. К обратному концу оси крепится передача, благодаря которой диск может крутиться. 1-ые гончарные круги были ручными. Потом появились ножные. Они удобнее, так как позволяют высвободить для работы обе руки мастера. Большая часть современных гончарных кругов электронные. Они довольно комфортны и упрощают физический труд гончара. Хотя некие мастера говорят, что реальный гончарный круг это все-же ножной. Лишь на нем можно плавненько и гибко регулировать скорость вращения, что очень принципиально для лепки.

На данный момент есть возможность приобрести гончарный круг промышленного производства. Обычно, такие круги полностью комфортны в работе. Но есть любители-самоделкины, которые изготавливают такие круги без помощи других.

Для мало-мальски сурового творчества вам не подходят показавшиеся в продаже детские гончарные круги на батарейках. Они относятся к категории игрушек, при неком опыте на их можно смастерить только совершенно крохотные изделия (к примеру, кукольные блюдца). Мощности батареек на большее не хватит.

Еще для работы нам понадобятся стеки особые древесные либо пластмассовые инструменты для снятия излишнего материала и поболее кропотливой проработки деталей. Не считая этого пригодится проволочка с ручками на концах для срезания изделия с гончарного круга, для отрезания глины и других работ. Заместо проволоки подойдет самая узкая гитарная струна. Длина ее должна приблизительно приравниваться ширине плеч.

Песнь о глине

Глины бывают очень различными и по происхождению, и по минеральному составу, и по содержанию различных примесей. Промышленная систематизация разделяет их на каолины, глины, сухари (огнеупорные глины) и сланцевые глины (плохо размокающие в воде). Есть такое понятие, как «жирная» (пластичная) и «тощая» (сухая) глина. Для гончарных работ глина должна быть довольно «жирной». По другому она будет плохо лепиться и лопаться при обжиге. При этом, чем тоньше, изящнее изделие, тем паче жирная глина для него употребляется. Различается и цвет глины. Она может быть красноватой, коричневой, зеленоватой, голубой, белоснежной, сероватой и даже шоколадного либо грязно-черного цвета. Цвет глине присваивают окиси разных металлов: алюминия, железа, титана. Если их общее число не превосходит 1%, изделие и до, и после обжига будет белоснежного цвета. Если же содержание окисей больше 1%, готовое изделие побагровеет, даже если сырая глина была зеленоватой либо голубой.

Пожалуй для начинающих гончаров наилучший выход из положения это покупка готовой глины в специализированных магазинах либо на заводах по производству керамики. В большинстве случаев гончарную глину продают в виде порошка. Она уже очищена от примесей и имеет все нужные добавки. Ее необходимо только верно приготовить. О том, как это сделать, лучше дополнительно выяснить у консультантов в магазине.

До работы даже с стопроцентно готовой к употреблению глиной нужно сделать еще одну очень важную операцию «перебить». Скатайте на древесной доске валик из глины и разорвите его на две части движением, схожим на выкручивание белья. Потом с силой бросьте кусочки на стол, сложите их, скатайте и опять разорвите. Функцию нужно повторить 20-25 раз. Делается это для того, чтоб удалить из глины пузырьки воздуха и достигнуть однородной смеси. Оставшийся воздух будет очень мешать при работе на гончарном круге и может порвать готовое изделие при обжиге. Комок глины можно не разрывать руками, а разрезать с помощью проволоки. Кстати сказать, многие мастера считают этот метод более правильным. После чего приступаем к так именуемому спиралевидному замешиванию. Делается это так. Приготовленный кусочек глины кладется на стол, сверху помещаются обе ладошки. Основная нагрузка должна приходиться на нижние части ладоней. Надавите ладонями на глину, вроде бы отталкивая ее от себя, сразу малость поворачивайте ладошки против часовой стрелки. Если все изготовлено верно, послышатся легкие хлопки лопающихся пузырьков воздуха. Потом отпустите глину и немножко поверните весь комок по часовой стрелке, возвращая на прежнее место. Операция повторяется 30-40 раз. Пытайтесь избегать складок, в их может скрываться ненадобный воздух.

В конце концов наша глина готова. Приступаем к лепке. Будьте готовы к тому, что сначала у вас ничего не будет получаться. Это нормально. Если есть такая возможность, понаблюдайте за мастером, работающим на гончарном круге либо, еще лучше, возьмите несколько уроков гончарного ремесла. На данный момент возникает больше схожих творческих курсов и мастер-классов. Если таковой способности нет, придется осваивать мастерство способом проб и ошибок. В этом очень понадобится толковая книжка-самоучитель с пошаговым описанием работы и картинками-схемами. Нужно отметить, что главный метод овладения гончарным делом это неоднократное повторение. Постарайтесь достигнуть того, чтоб ваши руки делали механическую работу практически автоматом. Смотрите на ваши работы, как на ученическое упражнение. И не отчаивайтесь. Как понятно, не боги горшки обжигают. В гончарном ремесле нет серьезных правил касательно того, как изготавливать посуду, а мастерство приходит с опытом.

Итак, попробуем. Отрежьте проволокой кусочек глины, присвойте ему овальную форму и положите в центр станка, немного придавив к поверхности. Если глина отклонилась от центра, поправьте ее руками, а потом запустите гончарный круг. Глина должна располагаться строго по центру, по другому она будет крутиться неравномерно и, в конце концов, соскочит с круга. Пожалуй, это самое сложное для новичков научиться выкладывать глину строго по центру. Отцентрованный кусочек кажется практически недвижным, глина не должна изгибаться либо сдвигаться. Очень принципиальна верная постановка рук гончара. Локти следует придавить к корпусу, а согнутые кисти рук со немного сближенными запястьями держать на вращающемся кусочке глины. Необходимо попытаться очень расслабить руки, движения должны быть мягенькими и плавными, без резких рывков.

Движения, которые вы будете проделывать руками, зависят от того, какую форму вы желаете получить. Допустим, мы замыслили слепить кувшин. Придавив глину, сделайте из нее колобок либо маленький купол, заглаженный с боков. Сейчас сдавите глину обеими руками и, поднимая их, преобразуйте купол в конус, а потом опять в купол. Огромным пальцем правой руки наметьте центр на верхушке купола и начинайте равномерно вдавливать в него палец вертикально. Другие пальцы находятся снаружи купола. В образовавшееся отверстие выдавите из губы малость воды. Чтоб раздвинуть глину в стороны, пальцы левой руки опустите вовнутрь до дна углубления, а пальцы правой расположите на внешную стену. Надавите левой рукою на поверхность изделия. Руки следует повсевременно смачивать водой. Вытяните цилиндр до подходящей конечной высоты. Концом среднего пальца левой руки касайтесь дна изделия, а согнутый указательный и большой палец правой руки прижимайте к наружной стороне. Для вытягивания стен двигайте руки от дна к верху. Пытайтесь, чтоб стены были схожей толщины. Основная задачка на этом шаге получить ровненький, полый снутри цилиндр с дном. Потом начинаем преобразовывать его в вазу, кувшин либо другое загаданое изделие. Для этого есть определенные правила:

  • если давить на внутреннюю сторону цилиндра, то его стены будут растягиваться с расширением формы. Руки должны находиться и снутри и снаружи цилиндра, одна против другой, совместно определяя толщину стены и величину давления;
  • чтоб вытянуть шею кувшина, нужно захватить 2-мя руками его верх с наружной стороны и сжать до подходящего размера;
  • если у кувшина по плану должно быть узенькое горлышко, смотрите, чтоб случаем не расширить его очень очень;
  • воду, которая собирается на деньке изделия, комфортно удалять губкой, насаженой на проволоку;
  • попытайтесь выточить узкий край изделия, пальцами закруглить его на внешнюю сторону и завернуть. Так вы получите соответствующую для гончарных изделий деталь декора;
  • если необходимо сделать носик, возьмитесь за край кувшина 2-мя пальцами левой руки и надавите меж ними указательным пальцем правой.

Чем большее керамическое изделие вы желаете получить, тем труднее его делать. Потому начинать лучше с маленьких блюдец и тарелок. Для этого необходимо выложить в центре гончарного круга глиняный диск маленький высоты, соответственный размеру будущей тарелки. Более кропотливо следует делать днище, так как у плоских изделий оно является самым уязвимым местом. Глину тут необходимо придавливать сильнее. Потом огромным и указательным пальцем приподнимите глину от наружного края, чтоб сформировать округленный ободок. После чего начинаем гладить борт тарелки, немного сжимая глину и сразу растягивая в стороны. Не стоит очень очень истончать стены изделия, по другому при обжиге они будут лопаться и «вздуваться».

Сушка и декорирование

Когда изделие готово и вы им остались довольны, срежьте его с круга специальной проволочкой с 2-мя ручками. Два раза протяните проволочку под днищем изделия, позже сдвиньте его с круга и перенесите на смоченную водой подставку. Сейчас наступает последующий принципиальный шаг сушка. Основная задачка состоит в том, чтоб глина сохла умеренно, по другому она потрескается. Потому опасайтесь сквозняков и прямых солнечных лучей. Оботрите изделие увлажненной губкой либо влажными руками, убирая различные выпуклости, потом накройте увлажненной тканью и поставьте высыхать в закрытый ящик (лучше покрытый цинком).

Приблизительно через день, когда изделие малость подсохнет, его вынимают из ящика, аккуратненько зачищают маленькой наждачкой и приступают к отделочным работам. К примеру, поверхность кувшина либо вазы можно «выглаживать». Для этого ее натирают каким-либо гладким предметом. При всем этом верхний слой глины уплотняется и начинает поблескивать. После обжига такая посуда поблескивает еще более. На мягенькой глине можно делать и текстурную отделку. Из дерева либо резины вырезают штампы. Вдавливая их в сырую глину в определенной последовательности, можно получить уникальный узор либо орнамент. Достойные внимания отпечатки получаются от придавливания к глине грубой мешковины. Еще можно нанести узор либо набросок процарапыванием. Производится оно шилом, ножиком либо другим острым предметом.

Не считая этого, очень пользующимся популярностью видом отделки гончарных изделий является роспись ангобами. Ангобы это специально приготовленные водянистые глины. Такую роспись проводят по сырому, сухому и даже обожженному изделию. Декорирующий состав наносят кисточкой, пульверизатором либо погружают изделие в емкость с веществом. После таковой росписи изделия обжигают при температуре 700-800°С.

Более высочайшей степенью отделки является глазуровка. Глазурь это тонкое стеклообразное покрытие, которое появляется при наплавлении на поверхность глиняного изделия силикатных соединений, ее также можно приобрести в специализированных магазинах либо на заводах по производству керамики. Они защищают керамику от загрязнения, делают ее более крепкой. Глазури бывают очень различными: прозрачные, цветные, тусклые. Эмаль это одна из разновидностей глазури. Она непрозрачна и употребляется как база под глиняную краску. Эмаль наносят способом поливания, подсушивают, а потом расписывают керамику особыми красками. Когда краски стопроцентно высохнут, изделие обжигают.

Для обжига обычно употребляют особые электронные печи. Если у вас есть доступ к схожему оборудованию, обжиг делается последующим образом. После подсушивания и декорирования изделие помещается в печь на 1,5-3 часа для дополнительного подсушивания при температуре 150°С. Поначалу температуру в печи увеличивают медлительно до того времени, пока не улетучится вся влага. Потом каждые 30-40 минут температуру поднимают на 50°С и доводят до 400°С. Когда изделие начнет багроветь, температуру увеличивают более резко на 100°С каждый час и доводят до 800-900°С. Этот жар выдерживают в течение часа и выключают печь. В 1-ые часы остывание должно идти медлительно, пока температура не свалится до 450-400°С. Когда температура снизится до 200°С, печь можно открыть. Изделие вынимают только тогда, когда оно остынет до комнатной температуры. Весь процесс остывания занимает обычно 10-12 часов. Сейчас, по мере надобности, изделие расписывают глазурями, а потом повторяют весь процесс обжига снова, чтоб глазурь расплавилась.

Расход глины

Очень полезно знать, сколько нужно взять глины, чтоб сделать то либо другое изделие определенного размера. Обычно, новенькие берут очень много глины, и это одна их обстоятельств вероятных неудач. Для производства чайного блюдца с поперечником дна 13 см нам будет нужно приблизительно 800 г глины, для обеденной тарелки с поперечником дна 23 см вес глины возрастет до 1400 г. Для кружки высотой 9 см либо кувшина объемом 0,2 л будет нужно всего 350 г глины. Полулитровый кувшин получится из 500 г глины, а чайник из 1000 г. Добавьте к чайнику носик (250 г) и крышку (250 г). Рекомендуется вести собственного рода ежедневник, куда вы будете записывать информацию по каждому вашему изделию: сколько глины потребовалось на изделие и детали (крышки, носики, ручки), какие-то особенности технологии и т.п. Сюда же можно зарисовывать достойные внимания изделия, увиденные в музеях либо на выставках, делать эскизы собственных собственных ваз и кувшинов, которые есть пока только в вашем воображении. Такие записи посодействуют улучшать мастерство, не делать грубых ошибок, сохранить на долгие и длительные годы массу полезной инфы, которая по другому обязательно забудется.

Понятно, что научиться работе на гончарном круге, прочитав всего одну маленькую статью, очень трудно. Вам пригодится много времени, упрямого труда и неплохой наставник либо толковый самоучитель. И кто знает, может быть ваши примечательные работы станут не только лишь украшением дома, да и займут достойное место на выставках керамики.

 Posted by at 23:24