Авг 242013

Летние выходные

Каждый год к нам на каникулы в посёлок Темир-Тау приезжает внук Вова. Природа у нас прекрасная, кругом лес, тайга. Можно и за грибами, и за ягодами, и за кедровыми орешками сходить. Правда, наиблежайшая речка от нас далековато, км 18 будет. Ну и та узенькая и неглубокая. И рыбы в ней не достаточно. Приемущественно, пескари и чебаки. Но на уху хватает.

На эту речку ездим мы по выходным денькам. Кропотливо собираемся, набираем продукты на троих, берём с собой маленькие рыбацкие снасти — удочки и корчажку и отправляемся туда на целый денек.

Приехав, я забрасываю в воду корчажку и готовлю дрова, внук удочкой ловит рыбу, а в это время бабушка чистит картошку для ухи. Уха из пескарей выходит потрясающая, но я никогда не приценивался, как её варит наша бабуля.

Народу на реке много. Отдыхают, купаются, загорают. Внук мой Володя плавать научился, когда ему было лет 8. Наденет он маску с трубкой, ныряет и собирает со дна различные камушки и ракушки. Бабушка бранится, чтобы много не нырял. Голова, гласит, болеть будет, и воду в уши набрать можно. Но он не слушается, в воде находится много, а если и вылезет, то схватит в руку чего-нибудть смачное и опять в воду.

Мысль

Один раз я говорю внуку «Володя, поедем на рыбалку с ночёвкой на далекую реку». А река эта протекает в тайге, в 30 км от нас. Внук так зажегся мыслью, что не давал мне проходу, всё спрашивал, когда ж мы поедем. Расспрашивал, где эта речка, большая ли она, глубочайшая, много ли в ней рыбы. Каждый денек мы вели разговор о нашей будущей рыбалке.

Володя меня спрашивал, возьмём ли с собой соль, а то вдруг много поймаем рыбы, чтобы не пропала. Я отвечал, что возьмём непременно, хотя знал, что с нашими рыбацкими снастями много не наловишь.

Бабуля нас слушала и гласила: «Хватит для тебя дед языком чесать, вы ещё не ездили на рыбалку, а рыбы уже настолько не мало, что и девать некуда. Свежайшей много, солёной много, сушёной и того больше».

Но внук бабушку не слушал, он слушал только то, что гласил я…

Сборы

И вот настал давно ожидаемый денек. На наше счастье погода выдалась отменная. Естественно, я собирался на речку не для того, чтоб наловить рыбы, желал показать внуку реку и как ночуют в тайге, чтоб он знал и осознавал все эти трудности.

Собрались мы за час. Володе в ранец я положил небольшую корчажку, поролоновую подстилку и две древесные ложки. Всё остальное я положил для себя: небольшой топорик, карманный фонарик, маленькое одеяло, приёмник, свечку, спички, банку варенья и всё, что необходимо для ухи. Позже взял два ножика — один большой, другой небольшой, медной проволоки для крепления шалаша и шпагату на всякий случай. Червяков решили накопать на месте, правда, позже оказалось, что это была наша ошибка.

Мы могли бы взять и больше вещей для ночлега, да тяжело всё это нести в горячий денек. Завязали ранцы, приподняли их с пола, чтоб поглядеть, как они тяжелы. Володя попросил взвесить наши заплечные мешки на пружинных весах, на которых можно взвешивать груз только до 6 кг. 1-ый ранец взвесили Володин, он потянул 3 кг. Когда начали подымать на весах мой ранец, крючок оторвался. Хорошо, говорю, не будем взвешивать, здесь, видимо, будет больше 6 кг.

Всё готово к походу. Присели, правда, не на ранцы, а на стулья, чтобы не помять продукты.

Дорога

Путь наш лежал по узенькой таёжной тропинке. Погода стояла горячая, идти было тяжело.
Идём по тайге и лицезреем одно только небо, а кругом лес и травка высочайшая. Местность гористая, то взбираемся в гору, то спускаемся с неё. Когда забираемся высоко, то нашему взгляду раскрывается огромное количество гор, покрытых лесом, кустарником и травкой в рост человека.

Дошли до маленького посёлка, сняли ранцы и сели около малеханького ручейка.
Поселок тянется повдоль лога километра на два. Живут в нём в главном старики пожилые люди. Они занимаются пчёлами и содержат скот. Часть домов пустуют, многие из их уже развалились. Электричества в посёлке нет. Избытки товаров местные обитатели возят в примыкающие городка либо более большие посёлки и меняют на соль, спички, муку, мыло, одежку.

Отдыхать много не стали, непонятно, во сколько мы придём на место. Перекусили, напились воды, ещё и набрали с собой. Хотя я примерно знал дорогу, но всё же решил спросить у проходящего мимо человека, как добраться до реки. Прохожий нам растолковал, что необходимо подняться в гору, а там по хребту горы есть протоптанная рыбаками дорога, она и доведёт до реки.

Подъём в гору оказался не из лёгких. Делали остановки через каждые 20 минут. На верхушке мы были через 2 часа. Когда шли по горе, дорогу нам перешла рыжеватая лиса. Я заорал: «Володя, смотри, лиса». Но, когда он оборотился, то успел узреть только лисий хвост.

В нашей тайге водятся зайцы, лисы, белки, колонки, медведи. Можно было бы взять ружьё, но это дополнительный груз, хотя для безопасности не воспрепядствовало бы.

Стоянка

Тормознули у реки. На обратном берегу, мы узрели избушку и несколько сломанных сараев. Ранее тут был маленький посёлок, а на данный момент в избушке, видимо, ночуют рыбаки и охотники, а сараи разламывают для отопления избушки.

Решено было остаться на этом берегу, потому что пока мы перейдём реку, подойдём к избушке, проёдёт много времени. К тому же, может, там кто есть. Солнце уже низковато над горизонтом. И хотя мы очень утомились, нужно спешить, чтоб наловить рыбы и сделать какой-либо шалаш. Кругом тишь, только кукушка время от времени кукует. Куда не взгляни — горы. Вокруг не души, только одни мы. Мы решили сначала забросить корчажку, чтоб наловить малость рыбы для ухи. И после чего приняться за постройку шалаша.

Вдруг мы увидели человека на лошадки, который направлялся прямо к нам. Подъехав, он спросил, где можно переправиться через реку. Мы, естественно, не знали в каком месте глубоко, а где мелко. Когда ставили корчажку, то в одном месте лицезрели перекат, где вода шла стремительно — может быть там неглубоко. Об этом мы ему и произнесли. Человек направился к реке, а за ним побежала малая рыжеватая собачка. А мы смотрели им вослед, следя за переправой. Лошадки воды было по колено. Собачка плыла сзади…

Порубили ветвей для шалаша. Я рубил, а внук их таскал на место. Сейчас осталось заготовить дров для костра. Солнце уже совершенно низковато, а работы ещё много. Пошли к реке за корчажкой. Уху, естественно, можно было и не варить, у нас ещё была колбаса и банка варенья, но мы всё же решили сварить уху из свежайшей рыбы. Когда мы вынули корчажку, в ней было много рыбы, хоть и маленькой.

Всё нужное для изготовления ухи у нас было. Бабушка дальновидно отдала нам картошки, луку, чёрного перца и даже лаврового листа. Но… у нас ничего не вышло. Ранее уху я никогда не варил, варила всегда наша бабуля, а я и никогда не приценивался, в каком порядке варят все составляющие.

Я всё почистил, промыл. И сразу сложил в котелок картошку, рыбу, лук, перец, соль, лавровый лист и поставил варить. Когда уварилась картошка, я снял с огня котелок и позвал внука есть. Вытащил из ранца древесные ложки, порезал хлеба, и начали мы хлебать уху. Уха, как уха, сварена на костре и рыбы в ней много, а что-то не смачная, цвет зелёный и горчит. Внук малость поел и больше есть не стал. Я тоже.

Естественно, я додумался, что варил некорректно, но точно не знал, почему уха горьковатая. Когда мы уже возвратились с рыбалки, наша бабуля поведала, что рыбу, лук и приправу кладут тогда, когда приготовится картошка. Когда сварится рыба, уху снимают — она готова. Наша же уха вышла горьковатой, так как мы длительно варили картошку с луком.

Ночлег

Время идёт стремительно. Уже 9 часов вечера. Темнеет. Над рекой начал подниматься туман, на травке появилась роса. Мы поставили корчажку на ночь и пошли к шалашу, чтоб совсем расположиться на ночлег. Подложили дров в костёр, чтобы он нескоро угас.
Туман стал таковой густой, что даже у костра плохо видно. Кругом тишь, только слышно, как кое-где на перекате шумит река и щебечет без умолка какая-то птичка.

Комары на нас напали с самого вечера, но это нам уже не жутко. У нас была хорошая мазь от комаров «Тайга». Намажешься ей, комары жужжат, но не садятся. Жалко, что её деяния хватает лишь на 3 часа, а позже необходимо мазаться вновь.

Зажгли свечку в шалаше, включили транзистор, малость побеседовали и легли спать, укрывшись простынёй. От вялости за целый денек мы заснули одномоментно. Но примерно через час я пробудился, пробудился и внук. Гласит, что у него замёрзли ноги. Я нашёл запасные носки, и он переодел их. Да и после чего сон был недолгим. Через ветки шалаша холод лезет, как через решето. В квартире спишь 8 часов, как одно мгновение. А здесь один час проспать тяжело.

Когда Володя пробудился, я в это время подкладывал дров в костёр. Он окрикнул меня, и я позвал его нагреваться к костру. Мы сели около костра. Кругом абсолютная мгла, от которой становится неприятно и даже страшно. Дрова кончились, а до утра ещё более 3 часов. Я взял топорик и фонарь, и желал, было, идти за дровами, но Володя побоялся остаться около костра один. Я взял его с собой и произнес светить дорогу и смотреть, где есть сухие дрова.

Отошли метров на 30 от костра и начали рубить ветки. Я рубил, а Володя светил фонариком, чтобы я мог попасть по сучку. Вижу, свет уходит от того места, где я стою, а внук мой дремлет, сидя. За такую помощь, если б мы были дома, я бы его отругал. А здесь ругать нельзя, ночь, человек должен спать. Разожгли хорошо костёр и снова в шалаш.

Рыбалка

Начало светать, но туман ещё густой. Я подложил малость дров в костёр и пошёл к реке, чтоб вынуть корчажку. Рыбы в неё попало малость, чебаков штук 5 и несколько пескарей. Их я расположил в бидон с водой.

Пробудился Володя. Мы положили картошку в костёр печься — таковой у нас будет завтрак. Сейчас наша задачка — накопать червяков, по другому ловить рыбу будет не на что. Длительно копали палкой, но отыскали всего несколько штук.

Пока прогуливались, промочили ноги. Вставили ближе к костру четыре палки, надели на их носки, чтобы они как можно резвее высохли. Лицезреем, наши носки что-то вертятся, как живы. Когда мы их стали брать в руки, они рассыпались. Пришлось их совместно с палками кинуть в костёр.

Солнце малость взошло, видимость стала отменная. Опять забросили корчажку, а сами начали ловить рыбу удочками. Но нажива стремительно кончилась, а у реки червяков не было совсем. На наше счастье неподалеку от нас тормознул мотоциклист с удочкой. На нашу просьбу посодействовать с червяками он откликнулся охотно и, потому что, наживы у него было много, поделился ею с нами.

Настроение взошло. Первым изловил Володя окуня гр на 200. Радости у него не было конца, бежит и указывает мне собственный улов. Ловля пошла веселее…

Возвращение

Денек был тёплый. Солнце грело отлично. Можно было половить рыбу ещё, но время идёт стремительно, и необходимо собираться в оборотный путь. Впереди 12 км. Если опоздаем на последний автобус, то придется идти ещё 18 км.

Собрали ранцы, рыбу сложили в бидон и пошли в гору, чтоб выйти на дорогу. Я произнес Володе идти побыстрее, потому что к автобусной остановке мы должны придти впору.

Оборотный путь показался тяжелее из-за того, что было очень горячо. По дороге совершенно рядом с нами мы узрели рябчиху со своими малеханькими рябчатами. Вдруг рябчиха поднялась в воздух, а за нею слетела с места и вся её семья.

У источника мы тормознули. Спины болели от ранцев, и мы устроили привал. Я достал древесные ложки, и мы принялись ими пить воду. Малость перекусили, и в путь.
К автобусной остановке мы подошли за 10 минут до отправления автобуса. Только сев на сидение, мой внук мгновенно заснул.

Подъехав к нашему посёлку, я разбудил Володю, а он спросонья и не сообразил, для чего его будят, и где он находится.

Бабуля нам сварила уху по всем правилам. Вот это была реальная уха! Оставшуюся рыбу присолили, нанизали на нить и повесили сушить. Когда она засохла, то была очень смачная. Я малость попробовал, а остальную рыбу дал внуку.

Бабуля нас ругала за эту рыбалку. Гласила, что ночевать в тайге небезопасно. Во-1-х, животные. А во-2-х, в летнее время много людей бежит из лагерей, и прячется в тайге.

После этой варианта Володя больше не просился на рыбалку с ночёвкой. Он сообразил, что в тайге ночевать тяжело, а рыбачить лучше в дневное время.

Так мы и делали после чего. Рыбачили только днём и неподалеку от нашего селения.