Авг 242013
 

Начало

Американка Памела Друкерман смужем Саймоном, дочкой Бин исыновьями-близнецами живет вПариже. Ивосхищенно замечает, что французские малыши могут ожидать итерпеть, втовремя как они смужем обязаны подстраиваться под детские желания. Как обучить детей терпению?

Нет истерикам! Как обучить малыша ожидать? Французский секрет

Мне начинает казаться, что малыши иродители воФранции только иделают, что ожидают. Поначалу «способ паузы» ребенок пробуждается, иродители ожидают. Позже режим кормлений долгие перерывы меж приемами еды. Адвухлетние малыши, расслабленно ожидающие вресторане, пока принесут пищу?

Кажется, французам удалось совершить волшебство: ихмладенцы идети постарше не достаточно того что ожидают, они непротив подождать! Может, эта способность иотличает французских малышей отдругих?

Впопытке отыскать ответы наэти вопросы пишу письмо Уолтеру Мишелю, 80-летнему доктору психологии Колумбийского института, профессионалу мирового уровня, изучающему пределы детского терпения. Янавела онем справки ипрочла несколько его работ потеме. Объясняю, что нахожусь вПариже иизучаю французские способы воспитания; немогбы онпоговорить сомной потелефону? Мишель отвечает через несколько часов. Кмоему удивлению, онтоже вПариже. Нехочули явыпить сним кофе? Через два денька сидим застолом накухне вквартире его подруги вЛатинском квартале, неподалеку отПантеона.

Мишель невыглядит инасемьдесят, неточто навосемьдесят. Бритый налысо иэнергичный, онпохож набывшего боксера, нопри этом унего милые черты, практически детские. Нетрудно представить его восьмилетним мальчуганом изВены, бежавшим изАвстрии ссемьей после того, как Австрия вошла всостав нацистской Германии.

Его семью вконце концов забросило вБруклин. Вдевять Уолтер пошел вшколу, ноего выслали вподготовительный класс, где онучил британский и»прогуливался наколенях, чтоб неслишком выделяться посреди пятилетних детей, когда наш класс шел покоридору». Родителям Мишеля (интеллигентная семья среднего класса изВены) пришлось открыть дешевенький гипермаркет «все попять центов»; они чуть сводили концы сконцами. ВВене его мама мачалась легкой депрессией, но вАмерике воспряла духом ивпоследствии стала удачным дизайнером витрин. Ноотец так инесмог пережить утрату общественного статуса.

Этот опыт, приобретенный враннем детстве опыт аутсайдера, посодействовал ему сконструировать вопросы, ответы накоторые онвпоследствии находил всю жизнь. Втридцать снебольшим онпроизвел фурор впсихологии личности, выдвинув теорию отом, что черты нрава неизменны, азависят отконтекста. Мишель женился наамериканке, его три дочери выросли вКалифорнии, но вПариже онбывает каждый год: «Явсегда ощущал себя европейцем, аПариж воспринимаю как главную европейскую столицу», призналсяон.

Мишель прославился своим «зефирным тестом» (marshmallow test), выдуманным вшестидесятые, тогда онпреподавал вСтэнфорде. Входе этого опыта четырех- либо пятилетнего малыша заводили вкомнату, где настоле лежал зефир. Потом экспериментатор разъяснял малышу, что на данный момент онненадолго выйдет изкомнаты, иесли малыш выдержит инесъест зефир доего прихода, тополучит неодин, адва зефира. Аесли съест неполучит ничего.

Испытание оказалось очень сложным! Из653малышей, принимавших роль вэксперименте в1960-е и1970-е годы, только одна третья часть выдержала все пятнадцать минут доприхода ученого. Некие съедали зефир сходу. Абольшинство смогли подождать только 30 секунд.

Всередине 80-х Мишель навестил участников первого опыта, чтоб сопоставить, естьли разница меж тем, как ведут себя «терпеливые» и»нетерпеливые» малыши вподростковом возрасте. Связь прослеживалась ясная: те, кто вчетырехлетнем возрасте удержался инесъел зефир, выросли более сосредоточенными ирассудительными. Висследовании, размещенном Мишелем иего сотрудниками в1988году, говорится, что «встрессовых ситуациях эти малыши нетеряют самообладания».

Так может, если заставлять малышей ожидать хотимого, как делают французские предки изсреднего класса, они станут более размеренными иустойчивыми кстрессу? Вотличие отдетей, которые привыкли получать хотимое немедля ивстрессовых ситуациях сходу устраивают истерики? Неуж-то французы опять «угадали» советы ученых вроде Мишеля, следуя только традициям иинстинктам?

Бин, обычно, получаетто, что просит, практически без промедлений, ачтобы зайтись вистерике, ейдостаточно исекунды. Стоит мне приехать вАмерику, икажется, что злосчастные орущие дети, требующие, чтоб ихдостали изколяски, либо, чуток что, бросающиеся напол часть окружающего ландшафта.

ВПариже такового неувидишь. Тут имладенцы, идети 2-3 лет, привыкшие вытерпеть, непостижимо размеренны, если имнеудается получить хотимое втуже секунду. Когда яхожу вгости кзнакомым французам, тосразу обращаю внимание, как не достаточно ихдети ноют ихнычут. Обычно все размеренны ипоглощены своими делами, что внашем доме, признаюсь, уникальность.

ВоФранции ярегулярно сталкиваюсь сситуациями, которые мне лично кажутся небольшим чудом: взрослые люди, имеющие малеханьких малышей, умудряются расслабленно допить собственный кофе доконца ивести обычный настоящий разговор! Слово «ожидать» даже является частью родительского лексикона: заместо того чтоб шикать нарасшалившегося малыша либо орать ему «хватит», французы просто отдают короткую команду, впереводе означающую «Ожидать!»

Мишель непроводил собственный «зефирный тест» сфранцузскими детками (хотя вданном случае зефир пришлосьбы поменять накрем-брюле). Нокак давнешний наблюдающий заместными обычаями, оннеможет непоражаться различиям меж детками французови, скажем, детками янки.

Складывается воспоминание, гласит мне Мишель, что вАмерике детям все труднее исложнее себя держать под контролем.

Онотмечает это даже вотношении собственных внуков:

Мне ненравится, когда язвоню дочери, атаотвечает, что неможет на данный момент говорить, так как ребенок тянет еезарукав. Она неможет даже сказать: подожди, яствоим дедушкой разговариваю.

Совместно стем, Уолтер Мишель отмечает, что умение ожидать, свойственное для французских малышей, совсем неозначает, что ихних возрастут счастливые взрослые, так как наэто оказывают влияние имногие другие причины.

То, что ребенок плюется пищей вресторане, еще неговорит отом, что лет через пятнадцать оннесможет стать потрясающим предпринимателем, ученым, педагогом дакем угодно!

Какбы тонибыло, сдетьми, умеющими ожидать, домашняя жизнь намного приятнее.

Малыши воФранции еще более дисциплинированны ивоспитаны приблизительно так, как воспитывали нас, гласит Мишель. Когда кнам вгости приходят знакомые французы смаленькими детками, это неозначает, что нельзя будет поужинать, как обычно принято воФранции… Отдетей тут ожидают, что они будут вести себя тихо, как подобает случаю, итоже ужинать судовольствием.

Самое принципиальное слово тут наслаждение. Французы совсем нестремятся ктому, чтоб ихдети были бессловесными созданиями иподчинялись безоговорочно. Предки просто непонимают, как можно получать отжизни наслаждение, если тынеможешь себя держать под контролем!

Мне нередко приходится слышать, как предки воФранции велят своим детям «быть мудрее». Это выражение sois sage значит уних приблизительно тоже, что унас «веди себя отлично». Но значение его намного поглубже. Когда япрошу Бин вести себя отлично, стоя удверей дома, куда мыпришли вгости, она припоминает дикое животное, которое требуют стать домашним начас, но это неотметает того, что влюбой момент моя дочь может взбеситься. «Вести себя отлично» противоречит ееистинной природе. Нокогда япрошу ее»быть мудрее», это означает, что она должна вести себя, как подобает, следуя голосу разума. Главное, что отнее требуется, осознавать, что рядом есть идругие люди иихнеобходимо уважать. Ясловно намекаю, что она способна рассуждать мудро иконтролировать себя. Что яейдоверяю.

Если малыши отлично себя ведут, это совсем незначит, что имскучно. Дети моих французских знакомых могут развлекаться. Повыходным Бин иеедрузья устраивают визг ичасами носятся впарке. ВПариже есть иболее цивилизованные детские утехи: кинофестивали для детей, театры, уроки кулинарии, требующие терпения ивнимания.

Мои знакомые парижане желают, чтоб ихдети развивались всесторонне, интересовались иискусством, имузыкой. Но они непонимают, как можно всем этим насладиться вполной мере, неимея терпения. Помнению французов, самоконтроль это умение расслабленно пребывать внастоящем, ненервничая, нераздражаясь, нетребуя. Только тогда детям может быть по-настоящему забавно.

При всем этом французские предки ивоспитатели совсем несчитают, что удетей нескончаемые припасы терпения, инерассчитывают нато, что малыши будут, непикнув, высиживать симфонии иофициальные банкеты. Когда идет речь обожидании, это обычно пару минут либо секунд. Нодаже способность высидеть таковой небольшой просвет времени конструктивно меняет жизнь родителей. Яубедилась, что секрет французских детей, которые изредка ноют изакатывают истерики, состоит втом, что уних выработан внутренний ресурс, позволяющий совладать сразочарованиями. Они неждут, что все хотимое имтутже преподнесут натарелочке. Когда французские предки молвят обобучении собственных малышей, идет речь сначала обобучении терпению, с помощью которого эти малыши иненабрасываются назефир, невыждав иполминуты.

Так какимже образом французы превращают обыденных малышей вангелов долготерпения? Иможноли обучить этому Бин?

Уолтер Мишель засвою долгую карьеру просмотрел сотки видеороликов сизнывающими отнетерпения детками, участвующими в»зефирном тесте». Ивконце концов уяснил, что втовремя как нетерпеливые дети стопроцентно сосредоточены назефире, терпеливые пробуют как-то отвлечься.

«Малыши, которым просто дается ожидание, впору этой паузы мурлыкают для себя под нос песенки, колупают вушах каким-то необычным методом, шевелят пальцами ног, обращая это вигру», докладывает ученый всвоей книжке. Теже, кто неумеет сам себя веселить илишь глядит исмотрит назефир, в какой-то момент невыдерживают исъедают его. Изчего Мишель делает вывод, что сила воли происходит совсем неизстоицизма, аизумения придумать метод, делающий ожидание более комфортабельным.

Впоследующих опытах ученые просили малышей мыслить неозефире, аочем-нибудь другом, тоже приятном, к примеру, отом, как мать качает ихнакачелях. При соблюдении этого условия время ожидания существенно возросло, невзирая нато, что малыши знали, что они сами себя накалывают. Как ученые ворачивались вкомнату, ребенок, втечение пятнадцати минут пытавшийся отвлечься, тутже съедал зефир.

Родителям необязательно преднамеренно учить собственных малышей «отвлекающим маневрам». Мишель гласит, что каждый ребенок обладает навыком ожидать иреализует его, если предки дают ему такую возможность. «Ввоспитании нередко недооценивают когнитивные возможности малеханьких малышей, аониже просто изумительны, если дать имшанс развиться».

Предки воФранции конкретно это иделают. Неучат детей отвлекаться каким-то определенным методом, апросто предоставляют имвозможность научиться терпению накаждом шагу.

Из книжки «Французские малыши не плюются пищей.
Секреты воспитания из Парижа»

Статья предоставлена издательством «Синдбад»

 Posted by at 23:24

 Leave a Reply

You may use these HTML tags and attributes:

(required)

(required)