Авг 242013
 

Тревожность это достаточно устойчивая персональная психическая особенность, которая состоит в завышенной склонности человека испытывать беспокойство по самым различным поводам (либо совсем без их). Тревожность необходимо отличать от волнения и ужаса.

Если ваш ребенок время от времени испытывает беспокойство в каких-либо ситуациях, к примеру перед общественным выступлением либо проверочной работой, а время от времени в тех же обстоятельствах остается довольно размеренным, то мы можем гласить о тревоге, но не о тревожности.

Тревожность устойчивое свойство, и можно прийти к выводу, что оно типично для вашего малыша, если он проявляет тревогу нередко и в самых различных ситуациях: при знакомстве с новыми людьми, отвечая у доски, выполняя домашнюю работу и др. При всем этом тревожные малыши нередко не могут разъяснить, чего конкретно они боятся. Если же они знают, чего страшатся, то тогда мы говорим о ужасе (у ужаса всегда есть объект человек, животное, предмет либо ситуация). Естественно, что и у тревожных малышей могут быть ужасы отдельные либо сильно много.

В этой статье мы разглядим, как посодействовать ребенку, которому его неизменная тревожность не дает комфортабельно себя ощущать и развивать все свои задатки.

Ребенок, которого мы называем тревожным, обычно, обладает большинством из последующих черт:

  • хоть какое задание либо новое событие вызывает у него беспокойство;
  • во время выполнения заданий либо при попытках завладеть своим волнением нередко напряжен, скован (чувствуется мышечное напряжение даже в области лица и шейки);
  • неспокойно дремлет, сетует на жуткие сны;
  • у него не нарушено внимание, но ему тяжело сконцентрироваться на чем-либо, когда он беспокоится;
  • плохо переносит ситуации неопределенности либо ожидания;
  • не уверен внутри себя, собственных силах, ждет неудач в деятельности;
  • старается скрывать свои трудности и тревогу.

Когда предки глядят на собственного восхитительного, возлюбленного и способного малыша, который изматывает себя и близких нескончаемым беспокойством о чем-нибудь, зачем, казалось бы, совсем нет обстоятельств, то нередко испытывают досаду и задаются вопросом: «Ну почему он таковой тревожный?» Ответить на этот вопрос совершенно точно навряд ли получится. Но мы можем разглядеть главные причины, которые содействуют возникновению у малыша тревожности.

Сначала, может играть роль наследственность: у тревожных родителей почаще растут тревожные малыши. При этом это происходит не только лишь за счет передачи генов, да и через подражание взрослым в семье, через принятие их вида мысли и поведения. Такие наблюдения, естественно, не новость (как понятно, яблочко от яблоньки неподалеку падает), но время от времени родителям тяжело узреть этот механизм деяния в собственной семье. При всем этом факт, что вы не беспокоитесь при общении с незнакомыми людьми, а ваш ребенок от этого практически впадает в панику, совсем не подтверждает отсутствия у вас тревожности и ее воздействия на малыша. Может быть, вы тревожитесь по другим поводам. Не считая того, не запамятовывайте, что на вашего отпрыска либо дочь может оказывать воздействие ваша тревога «за него», за то, как он управится с некий ситуацией. Так что полезно заняться самоанализом и попытаться осознать, нередко ли вы сами чувствуете тревогу за себя либо близких, как проявляете ее, и как это может оказывать влияние на малыша.

2-ой главной предпосылкой тревожности у малышей является обстановка в семье, в большинстве случаев нарушение отношений с родителями. Так, в случае если родитель держится стиля воспитания, который можно образно именовать «диктатура», либо предъявляет к ребенку завышенные требования («Ты должен обучаться лишь на пятерки»), то велика возможность, что, пытаясь соответствовать папиным и маминым ожиданиям и предвосхищая их недовольство, малыш станет очень тревожным. Аналогично могут повлиять и конфликтная атмосфера в семье (если супруги ссорятся меж собой), и неудовлетворенность взрослых в семье своим уровнем дохода, работой, образом жизни.

Практически у всех малышей вызывает резкое увеличение тревожности развод родителей. В особенности травматично протекает этот период для тревожного малыша, если взрослые не могут условиться меж собой и непоследовательны в собственном поведении. К примеру, если папа обещает завтра пойти с дочерью в парк, но позже теряется на неделю, решая свои трудности, либо если мать, когда подходит время встречи с отцом, начинает убеждать девченку, что ей необходимо сейчас приготовиться к занятиям либо сделать еще чего-нибудть полезное (заместо настоящего досуга с папой).

Неизбежно тревожность (и другие проблемные черты) возникнет у малышей в семьях, где нет согласия меж взрослыми по вопросам воспитания либо их деяния спонтанны и непоследовательны. Наверное многие знают семьи, где бывают такие случаи. Отец считает, что за совершенный ребенком проступок его нужно наказать домашним арестом на неделю, мать в принципе согласна, но считает меру очень грозной и всекрете от папы ее смягчает (если ребенок ведет себя отлично, то она позволяет ему ходить в гости к другу), а бабушка с причитаниями «чего выдумали, изверги» игнорирует приобретенные ребенком запреты совсем и отпускает его куда угодно, когда предки отсутствуют. При этом в последующий раз позиции взрослых могут изменяться на обратные. Если ребенок попадает в такие ситуации систематически, то он или становится тревожным (не осознает, какую реакцию семьи на собственный поступок повстречает сейчас), или начинает манипулировать взрослыми, беря во внимание их беспомощности и дела меж собой.

Школьная тревожность может быть спровоцирована действиями учителя, если он повсевременно недоволен успеваемостью малыша, ассоциирует его с одноклассниками либо занимает непоследовательную (либо очень жесткую) позицию в разговоре с учениками.

Тревожность может появляться, если за маленький просвет жизни малыша вышло много перемен, к которым ему приходится приспособиться. Так, если сложить совместно переезд в другой город, подмену бабушки няней, выход матери на работу и начало обучения в первом классе, то необходимо ли гласить, что результатом таковой «суммы» может стать завышенная тревожность даже у полностью размеренного и чувственно устойчивого малыша.

И в конце концов, тревожность может аккомпанировать какие-то суровые чувственные расстройства, физические либо психологические заболевания. Если у вас есть основания подозревать возможность таковой предпосылки, то лучше проконсультируйтесь у профессионалов (терапевта, невропатолога, психиатра и пр.).

Если вы будете внимательны и честны впереди себя в анализе обрисованных тут обстоятельств появления тревожности у малышей, то это поможет вам отыскать такие причины в вашем поведении, жизни семьи либо в особенностях отношений малыша в школе, которые оказывают влияние конкретно на ваших отпрыска либо дочь.

Если удалось отыскать таковой источник, то ваши деяния, призванные сделать лучше жизнь тревожного малыша, будут вестись в 2-ух направлениях: работа с самим ребенком и с его окружением. Это более верный, целостный подход к данной дилемме. С одной ее частью конфигурацией поведения взрослых в окружении малыша вам придется управляться, делая упор на свою интуицию и здравый смысл, потому что вариантов решения этого вопроса может быть огромное количество (столько же, сколько неблагоприятных причин). А 2-ая часть работа с самим тревожным ребенком идентична при корректировки различных малышей и имеет свои закономерности. Потому ее мы опишем тщательно.

Как и при работе над другими детскими неуввязками, которые появились не вчера и не вдруг, приготовьтесь к терпеливой периодической работе. Вести ее нужно в 3-х направлениях:

  • увеличивать самооценку малыша, внушать ему веру в свои возможности;
  • учить малыша снимать мышечное напряжение, расслабляться, создавать себе комфортабельную обстановку;
  • учить умению управлять собой в ситуациях, вызывающих наибольшее беспокойство.

Для реализации этих определенных задач вы сможете пользоваться играми, описанными в соответственных разделах ниже. При их организации принципиально соблюдать некие правила, которые позволят сделать комфортабельную игровую обстановку для тревожного малыша.

Правило 1. Никогда не асоциируйте малыша с другими детками, не приводите их в пример. Если вы желаете выделить динамику в работе малыша над каким-то своим качеством, то лучше ассоциировать его успехи с его же плодами вчера, неделю либо месяц вспять.

Правило 2. Опасайтесь соревновательных моментов в играх. Пусть лучше ребенок играет для собственного наслаждения и полезности, а не с целью выиграть. Также не нужно ставить тревожному ребенку временные рамки выполнения задания либо подгонять его. Этим вы навряд ли ускорите его деяния, а вот уровень тревожности поднимете наверное.

Правило 3. Вводите малыша в новейшую игру осторожно, давая ему возможность расслабленно ознакомиться с ней, понаблюдать за прототипом действий (если таковые есть). Если вы ощущаете сопротивление малыша, его нежелание участвовать в игре, ни при каких обстоятельствах не настаивайте. Можно вынудить человека выполнить какие-то деяния, но нельзя вынудить играть по-настоящему! Так что в таких затруднительных случаях пытайтесь проявить творческий подход, чтоб заинтриговать малыша и понизить его беспокойство. Для этого изменяйте правила игры, беря во внимание особенности вашего отпрыска либо дочери, используйте приятный материал, уже знакомый ребенку, начните играть с кем-то другим, демонстрируя ребенку пример. Словом, действуйте по происшествиям.

Увеличение самооценки малыша

Для заслуги фуррора в данном деле нужно, чтоб взрослый сам лицезрел плюсы малыша, относился к нему с почтением (а не только лишь любовью) и умел замечать все его успехи (даже самые мелкие). Не считая того, взрослый должен нередко хвалить малыша, и очень принципиально делать это верно: малыши всегда должны знать, за что их хвалят, и осознавать, что похвала это не просто отражение настроения учителя либо родителя, а оценка его определенной деятельности. В отношении учебных дел это выполнить просто: тут просто узреть, что сейчас буква вышла привлекательнее, чем вчера, либо в диктанте ошибок уже не пятнадцать, а всего только 10. А вот что касается поведения либо общения, то тут успехи малышей нелегко бывает оценить даже преподавателям.

Потому вам лучше заблаговременно обмыслить, какие положительные свойства у малыша уже имеются, а какие ему нужно приобрести. Задумайтесь также, как вы дадите ребенку знать, что видите его успехи и плюсы? Если вы на уровне мыслей ответили на эти вопросы, то, означает, довольно вооружены и готовы подстраховать малыша на пути самоизменения. Сейчас смело проводите с ним игры и упражнения, описанные ниже, и постарайтесь получить от этого наслаждение, чтоб ваш ребенок чувствовал себя увлекательной личностью, с которой приятно разговаривать.

«Копилка достижений»

Это очень отменная игра, которая должна вырасти в привычку созидать и ценить свои мелкие победы каждый денек. Вы вправду можете достигнуть таковой, казалось бы, глобальной цели, если будете систематически использовать этот игровой прием. В предстоящем можно будет поменять его устным обсуждением собственных каждодневных достижений.

Итак, возьмите какую-нибудь картонную коробку либо емкую банку и совместно с ребенком оформите ее так, как ему хотелось бы, чтоб смотрелась копилка его основных ценностей малеханьких и огромных собственных фурроров в жизни. Может быть, на поверхности этой копилки появятся картинки, отражающие предметы, которые как-то связаны с понятием «фуррор», либо это будут просто красивые узоры. Оставьте выбор за мальчуганом либо девченкой. Раздельно приготовьте маленькие листочки бумаги. А сейчас введите правило: когда ребенок ворачивается домой, он непременно должен вспомнить и написать на этом листочке какое-то свидетельство фуррора, которого он достигнул за нынешний денек. Так, на записочках будут появляться фразы: «Отлично прочла стихотворение у доски», «Нарисовала хороший набросок на тему «Осень», «Сделала подарок бабушке, который ей очень приглянулся», «Все-же сумел написать контрольную по арифметике на «5», хотя страшился» и многие другие. Эти записи кладутся в копилку достижений. Принципиально, чтоб даже в самом неблагополучном деньке ребенок сумел отыскать что-то, что ему удалось. «Утяжеление» копилки с течением времени само по себе заполняет малышей гордостью и большей уверенностью в собственных силах, в особенности если предки и другие члены семьи относятся к его небольшим победам с почтением (а не с высоты собственных лет и опыта).

К этой копилке можно обращаться, когда ребенку кажется, что он повстречался с неодолимыми для него трудностями, либо в периоды, когда его критичный взор ориентирован на свои возможности и он лицезреет себя бесполезным лузером. В такие периоды полезно вспомнить, что у вашего малыша есть опыт преодоления проблем и заслуги фуррора. Это поможет ему настроиться на положительный лад.

Примечание. Данную игру можно использовать поначалу для поднятия самооценки малыша в целом, а позже для увеличения веры в свои силы в каком-то определенном деле, к примеру исследовании российского языка в школе. Тогда в вашей «копилке достижений по русскому языку» появятся записи типа: «Сходу запомнила новое правило и сообразила тему», «Отлично написала изложение близко к тексту», «В сочинении сделал всего одну ошибку» и т. п.

«Звезда квартиры № 10»

(номер должен совпадать с номером вашей квартиры)

Эта игра хотя и ориентирована на помощь ребенку, но предназначена, быстрее, для взрослых. Конкретно они должны подкрепить самооценку малыша, показать ему самому все наилучшее, что в нем есть.

Сделайте в вашей квартире маленький щит, посвященный ребенку. Обмолвите время его использования, допустим неделя либо две. На этот период ваш ребенок станет «звездой вашей квартиры», потому что все другие домочадцы будут смотреть за его фуррорами, отмечать его плюсы. В центре щита расположите фотографию малыша. Рядом наклейте лепестки, на которых будете делать записи (можно сделать и вариант поординарнее, он больше понравится ученикам среднего школьного возраста в виде забора, на котором все пишут, что желают и в любом его месте). В течение обозначенного времени на этом щите должны появляться надписи, изготовленные членами семьи и касающиеся как неизменных черт малыша, которые они ценят, так и тех его достижений и хороших дел, которые они увидели за текущий денек. При желании ребенок и сам может добавить какую-либо заметку о для себя.

Примечание. Если малышей в вашей семье несколько, то, естественно, необходимо сделать таковой же «звездный» щит и для других, но использовать их необходимо по очереди «звезда вашей квартиры» должна ощущать свою исключительность и уникальность в течение отведенного ей времени, получить сполна объем внимания близких, хотя бы в игре не разделяя его с братьями и сестрами. По истечении срока деяния щита его отдают на память самому ребенку, а тот, если желает, может расположить его у себя в комнате.

«Солнышко»

Это хорошая игра, которая позволяет получить от других «психические поглаживания», настолько нужные каждому человеку для того, чтоб чувствовать себя возлюбленным, необходимым, удачным. Потому проводить ее необходимо в обстановке благожелательности, в окружении принципиальных для малыша людей. Совершенно подходящий случай для этого денек рождения малыша. Можно организовать эту игру, когда мелкие и огромные гости наелись и готовы к общению и утехам.

Переключите их внимание на малыша словами: «Поглядите, что-то наш именинник совершенно промерз. Давайте поиграем в игру «Солнышко» и согреем его все совместно!» Усадите всех гостей в круг (если не хватает стульев, можно встать либо сесть на пол). В центре поставьте вашего малыша. Каждому гостю пораздавайте по одному цветному карандашу. Растолкуйте, что это лучик солнца. Его можно подарить озябшему с хорошими словами, сказав о том, что гостю нравится в имениннике, за что того можно уважать. Покажите пример сами, сказав одно предложение-комплимент собственному ребенку и отдав ему лучик. Тот, кого греют, должен не запамятовать сказать «спасибо», можно добавить «очень приятно», если ему что-то в особенности отрадно будет слышать. Далее все гости по кругу молвят что-то не плохое и отдают ребенку собственный карандаш. Во время этого ребенок поворачивается лицом к говорящему.

Примечание. У присутствующих на праздничке малеханьких гостей тоже может появиться желание побыть «отогреваемым», оказаться в центре внимания. Вы сможете предоставить им эту возможность, повторив игру, а сможете бросить ее для таких особенных случаев, пообещав ребятам, что их ожидает еще много увлекательных игр (не забудьте, что обещания, данные детям, необходимо здесь же начать делать).

«Окончи предложение»

Сколько бы окружающие ни ведали ребенку о том, какой он превосходный, важнейшим является момент, когда ребенок воспримет их мировоззрение и согласится с тем, что он вправду имеет ряд плюсов и заслуживает почтения. Так что данная игра неплохой метод проверить, что все-таки принял себе ваш ребенок и как это отразилось на его самоотношении.

Возьмите мяч. Растолкуйте ребенку правила игры: вы будете кидать ему мяч и начинать предложение, а он должен кинуть его назад, назвав окончание, пришедшее ему на разум. Все предложения будут касаться малыша. Одни и те же «начала» могут прилетать к ребенку пару раз, но выдуманные им «окончания» должны различаться. А сейчас кидайте ребенку мяч со словами: «Я умею…», «Я могу…», «Я желаю научиться…».

Примечание. Каждое начало предложения повторяйте пару раз, чтоб ребенок понял, как много он всего умеет, над чем обычно не думал, а ведь когда-то он этому научился.

Продолжение

 Posted by at 23:24